- Эта картина - документальное свидетельство, своего рода фотографическое изображение, - считает историк Вячеслав Шитов.
В 1927 году Пчёлин, обласканный властью и потому "допущенный" к написанию портретов вождей, создавал "Передачу Романовых", не выезжая из Москвы. О том, как все происходило, ему рассказал Борис Дидковский, один из первых ректоров Уральского университета, позже репрессированный и расстрелянный. Вячеслав Шитов отыскал в архивах фотографию: Дидковский в мастерской художника, жена Пчёлина тут же играет на пианино. Борис несколько приукрасил события. Например, на картине он одет в кожаную куртку, которую, по свидетельствам очевидцев, никогда не носил. Кроме того, в действительности встречи Романовых с большевиками на станции не было: комиссары зашли в поезд, подписали акт приемки-передачи семьи, а затем ожидали заключенных в автомобилях.
Тем не менее литерный поезд и место действия воссозданы достаточно точно: это территория современной железнодорожной станции Шарташ и начало улицы Вишневой, где в 1918-м заканчивался город. Слева от изображенного на картине сейчас располагается косметический концерн, справа - улица Куйбышева. Нарисованный сарай практически идентичен зданию станции "Екатеринбург-3-товарная", снесенному в 2010-м.
Пчёлин за работу получил гигантский гонорар - пять тысяч рублей. Средняя зарплата в стране в то время была 56 рублей, как мы помним, Корейко получал 43 рубля, инженер - 200, а директор завода - чуть больше трехсот, если не состоял в партии. Картину художнику заказал музей революции, открытый в Ипатьевском доме: в 1927-м на создание музея городской бюджет выделил 14 тысяч рублей, из них больше трети перечислили Пчёлину.
- Полотно стало самым значимым экспонатом, - рассказывает главный хранитель музея истории Екатеринбурга Сергей Скробов. - Во времена репрессий портреты неугодных большевиков "маскировали", иногда даже ночью поднимали местного художника, чтобы перерисовал лицо врага народа, уничтожив портретное сходство.
Когда "перелицовывать" стало некого, картину скатали в рулон. Официально ее не существовало полвека - в каталогах она не значилась. В 1946-м холст передали новому музею Свердлова, где она хранилась также неучтенной и "воскресла" только после его преобразования в музей истории города.
В 2006-м с картиной два месяца работал екатеринбургский реставратор Петр Горнунг. Качество холста и красок оставляло желать лучшего, так что главной задачей стало укрепление красочного слоя. В музее надеются, что в будущем удастся провести еще одну реставрацию и освободить лица большевиков от поздних наслоений.
- Пока эта картина относится к тем экспонатам, которые мы не можем надолго выставлять, чтобы не навредить ей, - подчеркивает заместитель директора музея Нинель Бритвина.
Внимательный зритель, кроме людей, заметит на картине еще одного персонажа - маленького песика на руках императрицы. В исторических документах указаны три собаки, прибывшие в Екатеринбург с царской семьей: Джой - кокер-спаниель Алексея, французский бульдог Татьяны и Джимми - черно-рыжий маленький песик какой-то японской породы. Он попал вместе с Романовыми в подвал Ипатьевского дома, Анастасия держала его на руках. Собачку закололи штыком. Бульдог, который остался в комнатах наверху, громко выл и лаял, привлекая ненужное внимание. Его тоже убили. А молчаливого Джоя забрал охранник Ипатьевского дома, регулярно обворовывавший царскую семью. Когда власть в Екатеринбурге сменилась, песика реквизировала колчаковская военная комендатура. Позже Джой отправился в эмиграцию и умер в Англии.
Между Тюменью и Тобольском пустили ежедневный недорогой туристический поезд "Императорский маршрут", названный в память о последней поездке царской семьи из Сибири на Урал. Четыре вагона с оригинальным интерьером и кондиционерами рассчитаны на 220 пассажиров. Во время четырехчасового путешествия они смогут посмотреть фильмы об истории и достопримечательностях региона, полистать путеводители, попить чаю. Скоро к составу присоединят еще два вагона - для людей с ограниченными физическими возможностями.