Только за последние три недели курятина подорожала почти на четыре процента. В июне охлажденные и мороженые куры также выросли в цене на 5,4 процента, сообщает Росстат. Сейчас средняя по России стоимость курицы подобралась к 130 рублям за килограмм.
Повышение цен на курятину ранее прогнозировали эксперты "Российской газеты". Мясо кур начало дорожать в опте еще с середины апреля, отмечали они и предупреждали, что скоро рост цен перекинется на розницу.
На повышение стоимости курятины повлиял рост цен на корма, которые российские производители закупают за границей. Также сказалось увеличение затрат на ресурсы. "Последние три с половиной года дорожали корма, премиксы, электроэнергия, газ, горючее. Но цены на курятину только падали. Теперь достигнут предельный уровень цен, по которым мы срабатывали по нулям", - говорит гендиректор Российского птицеводческого союза Галина Бобылева.
Продавать курятину внутри страны и за рубежом птицеводам приходится по себестоимости. Даже некоторые крупные предприятия стали нерентабельными, отмечает вице-президент Международной программы развития птицеводства (UIPDP) Альберт Давлеев.
Чтобы сохранить отечественное производство, нужно понимать цены, это экономически обоснованная необходимость, говорят эксперты.
Производители и торговые сети раньше цены не повышали, так как опасались снижения спроса покупателей. В кризис популярность курятины росла, она стала заместителем других, более дорогих сортов мяса - говядины, свинины. Но теперь ситуация изменилась.
"В условиях стабилизации положения в экономике у россиян свободных денег становится больше. Тренд на экономию ради того, чтобы выжить, ушел", - говорит директор по развитию "Ромир" Инна Афанасенко. В результате цены на курятину двинулись вверх вслед за общей инфляцией.
Но потребители не будут отказывать себе в курятине даже с учетом ее подорожания, отмечает эксперт. Вопрос лишь в том, насколько производители смогут повышать цены.
Если рост стоимости курятины продолжится, скорее всего, будет снижаться спрос на полуфабрикаты - котлеты, шницели, шашлык и прочую подобную продукцию. Пострадают от этого перерабатывающие комплексы, их прибыль снизится, так как полуфабрикаты - наиболее маржинальная продукция. А вот поставщики обычных куриных тушек могут даже выиграть. Спрос на их товар будет расти.
Впрочем, представители птицеводческой отрасли покупателей успокаивают. "Самое главное, что у нас нет дефицита продукции, и его быть не может. Так что большого роста цен не будет", - говорит Галина Бобылева. Все отрегулирует рынок, добавляет она.
Бизнес сокращать объемы производства не собирается. А для покупателей на рынке есть продукция различных ценовых категорий - подешевле тушки кур, суповые наборы, окорочка, подороже - куриные грудки. "На прилавке всегда найдется продукция для населения с разными доходами", - говорит Бобылева.