Вместо декораций - водная гладь Ангары и покрытые лесами горы. Вместо спецэффектов - крепкий ветер с Байкала. Вместо бархатных кресел партера - деревянные лавки, а роль балкона взял на себя старинный забор, на котором устроились те, кому не досталось билетов.
Спектакль состоялся по приглашению губернатора Приангарья Сергея Левченко. Организатором стал Иркутский музыкальный театр. А поддержку проекту оказали министерства культуры сразу двух областей - Московской и Иркутской.
Балет принял у себя архитектурно-этнографический музей "Тальцы". Для этого на берегу Ангары - недалеко от того места, где река покидает Байкал, - в естественном амфитеатре, созданном самой природой, была построена сцена, раскинуты шатры для артистов, установлены сиденья для зрителей.
Пейзаж, по всеобщему признанию, оказался лучшей декорацией к действию - даже театральные художники решили не придумывать лишнего и стилизовали задник и кулисы под водную рябь, так что они буквально слились с виднеющейся за ними гладью Ангары.
По словам художественного руководителя Московского областного государственного театра "Русский балет" Вячеслава Гордеева, эксперимент получился достаточно смелым.
- Но в этом проекте есть свои преимущества. Открытое пространство дает новые возможности, придает масштаб происходящему на сцене. Это бесконечное небо, эта водная гладь, дремучие леса - вся энергетика, атмосфера места работают на актера, а зрителей располагают к созерцанию прекрасного, к размышлению. Мы сохранили классическую хореографию Петипа, не изменили ни одного движения. А уже окружение привнесло в ее восприятие новизну и свежесть, - говорит Вячеслав Гордеев.
Как подчеркнул Гордеев, в сценах на озере в кордебалете выступали 32 балерины-"лебеди". Как правило, редко отправляют на гастроли весь состав. Но для Иркутска было сделано исключение.
А в Тальцах решили развить опыт постановок в естественном антураже. Уже в августе музыкальный театр и Иркутская областная филармония здесь, в настоящем остроге XVII века дадут премьеру оперы "Царская невеста".