По мнению ведомства, размер штрафных выплат должен соответствовать мировой практике, но с учетом российских реалий. Ранее парламентарии настаивали на том, чтобы перевозчик выплачивал пассажиру сумму, которая в десять раз превышает стоимость авиабилета. Однако такие поправки в Воздушный кодекс не прошли.
Также Общероссийский народный фронт (ОНФ) предлагал ввести для авиаперевозчиков штрафы от 50 до 100 тысяч рублей. За повторное правонарушение он вырастал бы до 200 тысяч рублей. В ОНФ отмечали, что сейчас в Гражданском и Воздушном кодексах существует прямой запрет для авиакомпаний продавать на рейс больше билетов, чем есть мест на борту. Однако прямой меры ответственности не предусмотрено, чем и пользуются авиакомпании.
При этом они зачастую прикрывают подобные действия ссылками на экстренную необходимость подать самолет меньшей вместимости или неведомые "технические сбои", которые нивелируют возможность предъявить требования о выплате компенсации.
В минтрансе на данный момент просчитывают окончательный размер финансовой ответственности авиакомпаний, если перевозчик, изначально зная, что борт будет меньше, продал на него большее число билетов.
В других странах при овербукинге перевозчик может предложить пассажирам в очереди на посадку 200-400 долларов за то, чтобы кто-то добровольно остался ожидать следующего рейса. И такие добровольцы обычно находятся. Сумма компенсации обычно зависит от протяженности рейса, на который пассажир не попал по вине перевозчика. Так, в Евросоюзе она может достигать 650 евро. В дополнение к этому пассажир, оставшийся "за бортом", вправе рассчитывать на предоставление питания и на размещение в гостинице, если следующий рейс будет нескоро.
В России таких предложений от перевозчиков не поступает. Пассажирам приходится обращаться в Роспотребнадзор с жалобами на авиакомпанию, которая нарушила права потребителей и не оказала вовремя обещанную услугу. Штраф пока выписывается ведомством в пользу государства. И его размер примерно равен средней стоимости билета - 20 тысяч рублей.
Таким образом, если предложение минтранса ввести строгую финансовую ответственность авиакомпаний за намеренную продажу большего числа билетов, чем есть мест в самолете, будет принято, то пассажир получит компенсацию за то, что вовремя не добрался до места назначения.