07.08.2018 17:51
Экономика

Пассажирам оставили право брать на борт не только ручную кладь

Авиапассажирам оставили право брать с собой на борт не только ручную кладь
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Столичный выпуск: №172 (7635)

Верховный суд отклонил иск авиакомпании "Победа" к министерству транспорта и министерству юстиции о признании недействующим одного из пунктов авиационных правил, который дает право пассажирам брать с собой на борт в качестве ручной клади целый перечень вещей помимо дорожной сумки весом минимум пять килограммов.

Читать на сайте RG.RU

Само понятие ручной клади было введено Воздушным кодексом в прошлом году. После этого минтранс уточнил минимальный вес ручной клади, который перевозчик может пропустить на борт без взимания платы, и перечень вещей, которые еще можно взять на борт. В первоначальном варианте этого перечня не было ни верхней зимней одежды, ни лекарств. Но после активного обсуждения список был расширен в пользу пассажиров. Помимо ручной клади весом минимум пять килограммов перевозчиков обязали разрешать клиентам брать на борт верхнюю одежду, дамскую сумку, портфель с ноутбуком и другие вещи. В суде юристы минтранса отметили, что в процессе разработки перечня вещей, которые разрешено провозить сверх нормы ручной клади, было учтено, что ряд вещей нельзя взвесить, а другие являются предметами первой необходимости и могут пригодиться в полете.

Минтранс предложил штрафовать за овербукинг

Чтобы раз и навсегда исключить любые попытки приравнять сумочки или портфели с ноутбуками к ручной клади, заставив пассажира их взвешивать и в случае перевеса оплачивать, Министерство транспорта разработала проект поправок, которые буквально запретят авиаперевозчикам требовать от пассажиров ставить на весы вещи, которые можно взять на борт помимо ручной клади.

В целом новые правила не очень встраиваются в бизнес-модель бюджетных перевозчиков. Лоукостер привлекает пассажира изначально низкой ценой билета. То, что путешественники потом доплачивают за багаж или за перевес, как раз и становится одним из дополнительных источников заработка перевозчика.

Некоторые вещи, которые пассажиры берут с собой в салон самолета, являются предметами первой необходимости

Авиакомпании, которые придерживаются другой бизнес-модели, напротив, используют как конкурентное преимущество в борьбе за пассажира возможность для клиента взять на борт больше ручной клади. В ряде тарифов без доплаты можно провезти в ручной клади небольшой чемодан весом 10 килограммов, но в основном это касается возвратных билетов.

Учитывая все эти тонкости бизнеса, становится ясным, почему в авиакомпании "Победа" не согласны с решением Верховного суда по ручной клади и намерены его обжаловать. Генеральный директор "Победы" Андрей Калмыков видит неисполнимость этих правил. Если решение Верховного суда вступит в законную силу, то перевозчику придется пересмотреть правила провоза ручной клади, что повлияет и на график оборота воздушных судов, и на базовую стоимость билета.

Авиатранспорт Суд Верховный суд