Эксперты утверждают: все отрасли будут вынуждены пройти через цифровую трансформацию. Многие существующие производства и профессии попросту исчезнут или трансформируются в другие. Заменят ли нас роботы?
Без сомнений, практически все компании так или иначе сталкиваются с необходимостью преобразований, поскольку технологии, инновации меняют устоявшиеся производственные и бизнес-модели. По поводу фантастического цифрового будущего прогнозы пока еще слишком смелые. На ближайшие лет двадцать. Помните цитату из фильма "Москва слезам не верит"? "Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет - одно сплошное телевидение". Ситуация с прогнозированием атавизма специальностей напоминает именно эту сцену, и в современной кавер-версии это может звучать так: "Ничего не будет, одни сплошные роботы". Но кто станет создавать роботов? Нужно признать, что с кадровым потенциалом для цифровой трансформации у нас весьма пессимистичная картина.
Отрасли, что уже работают над созданием роботов, тестируют различные их виды и разрабатывают системы с использованием искусственного интеллекта, сейчас остро нуждаются в специалистах. А их в масштабах страны - крупицы! Что нас точно всех ждет, так это - профессиональная перезагрузка. Специальности будут не вымирать, а эволюционировать, и чтобы не оставаться за бортом - нужно переучиться и переучивать. Уже здесь и сейчас, в настоящем.
Очевидно, стоит ждать и автоматизации. По оценкам экспертов McKinsey&Co, в ближайшем будущем могут быть автоматизированы около пяти процентов существующих профессий. Необходимо быстрее приспосабливаться и заменять рутинные ручные процессы. Говоря о кадровых ресурсах в цифровой экономике, мы видим два вектора: первый - развитие человеческих ресурсов. Второй - развитие новых трудовых ресурсов, работающих без участия человека, - это та самая автоматизация, искусственный интеллект, интернет вещей и так далее. Но эти процессы взаимосвязаны: без первого не будет второго и наоборот.
Здорово, к примеру, что сегодня по видеосвязи врач может консультировать пациента или, скажем, удаленно участвовать в консилиуме. Это цифровые технологии на службе общества. Но это не означает, что нам станут не нужны обычные доктора. Это означает, что нужны технологии и кадры, способные внедрять, обслуживать, автоматизировать отраслевые сервисы - во всех сферах экономики. Продолжая размышлять в медицинской парадигме, представьте, как можно через автоматизацию значительно помочь врачу, если первичные данные о пациенте - сбор анамнеза отдать на обработку искусственному интеллекту или даже простейшему роботу, способному воспроизводить и обрабатывать голосовую информацию. В таком ключе можно фантазировать бесконечно, но вновь приходится возвращаться к пресловутому вопросу кадрового голода и "битвы за талантов".
Поэтому ряд отечественных компаний буквально выращивают специалистов со школьной скамьи. Возьмем, к примеру, "Яндекс", который привлекает персонал со всей страны и значительное внимание уделяет непрерывному обучению персонала. На этот опыт можно ориентироваться и, по возможности, перенимать его.
Кстати, с изменением рынка труда становятся более взыскательными и кандидаты. Один из трендов - новое поколение более требовательно к условиям труда, интересным проектам, социальному профилю компаний. И эта тенденция будет только усиливаться, отраслям придется подстраиваться или перестраиваться.
Бизнесам нецифровой специфики или же менее крупным, но в то же время амбициозным и развивающимся, необходимо будет привыкнуть к инвестициям в цифровую перезагрузку людей и технологии. Статьи бюджета на обучение и развитие персонала должны быть обязательными в финансовых планах компаний, рассчитывающего на прогресс.
Кроме того, потребуется партнерство не с классическими учебными организациями, а с полноценными центрами цифровых компетенций, где есть опыт реализации реальных цифровых проектов, штаты разработчиков, аналитиков и тестировщиков, с партнерами-интеграторами и пулом вендоров. Проще говоря, где могут как обучить персонал, так и взять в работу масштабный проект по созданию любой информационной системы, по разработке кастомизированного программного обеспечения, оказать полный комплекс услуг: от консалтинга, разработки и внедрения до технической поддержки. За такими центрами - будущее для развития персонала и внедрения инноваций практически для любой организации.
Говоря о необходимости цифровой перезагрузки, отмечу, чему сегодня важно учиться. На протяжении нескольких лет в информационных технологиях актуальным остается баланс между владением конкретными инструментами и пониманием общих подходов. Технологии быстро устаревают, а стандарты и методики применимы в долгосрочной перспективе. Кроме того, мы видим растущую актуальность программ по бизнес-аналитике, и в их числе - исследования и анализ данных, моделирование процессов, проектирование информационных систем.
И, конечно, узким специалистам с так называемым hard skills никуда не деться от обучения новым языкам разработки, инструментам, особенностям оборудования. Нужно повышать квалификацию хотя бы раз в три года. Такова специфика и, если хотите, необходимость для выживания и развития цифровых кадров.