Задача для внедорожника
85-летний Владимир Константинович Сберегаев, когда-то строивший и ремонтировавший подводные лодки, бывал в деревне Шишкино Зубцовского района с юных лет - у него здесь жила тетя. А потом он стал шишкинским дачником - жил в Москве, а на теплую половину года перебирался на природу.
Постепенно стоящее на берегу Волги Шишкино из небольшой деревни с постоянными жителями превратилось в деревню дачников, то есть жильцов временных и сезонных, хотя многие из них приезжают сюда круглый год. Сейчас там, рассказали в администрации Столипинского сельского поселения, зарегистрировано 18 домовладений. Постоянных жителей нет. Но главное - деревня-то не умерла.
Одна беда у этих живописных мест - бездорожье. К Шишкину ведет лесная дорога, издавна здесь натоптанная и наезженная. Еще один шишкинский дачник, а вернее будет сказать - старожил и уроженец этих мест 79-летний Евгений Александрович Цветков, вспоминает, что дорога здесь всегда была грунтовой. Но в советскую пору транспорта было мало, ходили в основном пешком, ребята бегали в школу за пять километров, поэтому дорога была покрепче и поровнее, разбивала ее периодически только сельхозтехника местного колхоза. Но что тогда, что сейчас до этой грунтовки не было дела никому из людей, принимающих решения.
Совершенно непреодолимым трехкилометровый отрезок до Шишкина становится весной и во время дождей. Большинство дачников-москвичей обзавелись хорошими внедорожниками и проезжают "шишкинский тракт" без проблем. Но у стариков денег на дорогие джипы нет, и вконец раздолбанная автотехникой грунтовка стала настоящим бедствием для владельцев низкопольных автомобилей.
- Одну машину мы там уже угробили, вторую ломать не хотим, - переживает Владимир Сберегаев.
А Евгений Цветков до своего дома и грядок весной добирается так: доезжает до деревни Столипино, оставляет у живущего там брата свою машину и на "Ниве" родственника продолжает путь.
- На "Ниве" брат меня довозит, только так и "проползаем", иначе не получается. Там такие колеи, что машина с низкой посадкой просто садится на днище - и все, не сдвинуться, - сетует пожилой человек, бывший моряк, служивший на Дальнем Востоке и после выхода на пенсию из Владивостока всегда прилетавший на лето в родную деревню. Сейчас он живет поближе - у сына в Москве, а в Шишкине бывает с апреля по декабрь.
Впритык к ЛЭП
Из-за бездорожья в деревню отказалась ездить автолавка. Сюда в случае ЧП не доберется скорая, а возможно, и пожарная машина. Хотя, по словам Владимира Сберегаева, за то время, пока он здесь имеет дачу, три раза возникала угроза пожара. Сейчас же, рассказывают шишкинцы, пожарный риск только вырос: пару лет назад электрики расчищали просеку под ЛЭП и оставили много пней и веток, которые гниют, сохнут и превращаются в "порох". Кстати, под этой ЛЭП проходит часть наезженной дороги до Шишкина - примерно километр из трех. Ездить здесь вообще категорически запрещено. Но больше ездить негде.
- Сейчас мы в нарушение всех правил безопасности ездим под ЛЭП, столбы в полуметре от колеса. Если ударит молния и оборвется проводочек - капут нам. Там убьет просто-напросто. В дождь вообще ездить нельзя еще и по этой причине, - объясняет дачник Сберегаев.
Владельцы домов в Шишкине не раз на свои деньги привозили в самые проблемные места песок, но он быстро размывался, и долговременного эффекта все равно не давал. К тому же, кроме шишкинцев, по дороге, которой, по сути, нет, каждый выходной проезжают толпы любителей отдыха на природе: туристов, рыбаков, грибников… Всех привлекает расположенное неподалеку живописное местечко Глухуша. И многие шишкинцы о строительстве к ним дороги даже перестали мечтать, потому что тогда поток туристов через их деревню станет еще больше. Нам, говорят, ее не надо, мы лучше машины поменяем…
Не до дачников
И получилось так, что дорога оказалась нужна лишь тем, у кого нет высокопроходимых автомобилей. То есть наименее финансово обеспеченным. И хотя межмуниципальный отдел полиции "Ржевский" Владимира Сберегаева вроде бы поддержал, в сентябре прошлого года ответив на его запрос, что отделение ГИБДД выявило недостатки в содержании и обслуживании автодороги Лужки - Шишкино и выдало предписание ее подсыпать и прогрейдировать, но в июне нынешнего представители того же отделения ГИБДД никаких повреждений, затрудняющих движение и угрожающих безопасности, на дороге уже не нашли, отказав в возбуждении дела об административном правонарушении. Чем возмутили пожилого дачника до глубины души.
- Мы не можем проехать, там одни ямы и колдобины, а они говорят, что дорога хорошая! - негодует Владимир Сберегаев.
Но силы в борьбе за проезжую дорогу к дачным домам явно не равны. В администрации Зубцовского района на обращение бывшего инженера-судостроителя ответили, что содержание и ремонт местной сети автодорог планируются исходя не из фактических потребностей, а строго в соответствии с лимитами финансирования, определенными муниципальной программой "Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Зубцовского района" на 2017-2019 годы. И что программа направлена в первую очередь на развитие автомобильных дорог, имеющих особую социальную значимость, а именно - ведущих к населенным пунктам с численностью постоянно проживающего населения не менее 50 человек, а также подъездов к школам и детским садам. То есть даже вполне солидным деревням со "своим" населением надеяться пока не на что, не то что "пришлым" дачникам - они стоят в самом хвосте очереди за бюджетным финансированием.
- Дачники, конечно, не люди, понятное дело, - вздыхает Евгений Цветков. - Хотя мы, как все, платим налоги - на землю, недвижимость...
Впрочем, районные чиновники говорят, что ситуация могла быть еще хуже: сейчас до Шишкина три непроезжих километра, а могло быть шесть - половину, до деревни Лужки, за свой счет лет десять назад отремонтировал поселившийся в Лужках богатый человек.
В общем, ничего нового: спасение утопающей в грязи машины - дело рук и сноровки ее водителя…
Антон Мельник, заместитель главы администрации Зубцовского района:
- Это чисто дачная деревня, там нет постоянно проживающего населения, нет школьного или рейсового маршрута. Дорога грунтовая, без покрытия, категории "грунтовая, полевая, лесная". Грубо говоря, тележная колея, которую просто накатали колесами. Поэтому единственное, что мы с ней делаем, - иногда грейдируем. Но от того, что мы перекладываем грейдером глину с места на место, ситуация кардинально не меняется. Наоборот, становится только хуже, потому что техника снимает уплотненный колесами слой земли. Зимой мы чистим эту дорогу от снега, чтобы обеспечить проезд. Если дорога с покрытием, даже гравийным, там выполняется ямочный ремонт, профилирование автогрейдером, окашивание обочины. Но тут-то как? Да, можно дорогу построить. Но мы это делаем с учетом социальной значимости. Потому что, по моим прикидкам, дорога до Шишкина обойдется примерно в 20 миллионов рублей: надо ее поднимать хотя бы на метр, класть слой песка, щебня, делать кюветы, прокладывать трубы-переходы в низинах… При этом у меня на обслуживании 500 километров дорог к населенным пунктам, где живут люди, которым надо на работу, в школу или детсад. Из Шишкина каждый день никто на работу или в школу не ездит. Наверное, разумнее вкладывать деньги туда, где люди живут постоянно.
В Ярославской области активисты ОНФ нашли сельскую дорогу, ремонт которой не нужен местным жителям, но его все равно затеяли. На участке протяженностью около 230 метров запланировано сделать покрытие из песка, гравия и щебня. Стоимость контракта - 1,9 миллиона рублей (из бюджетов области и Вощажниковского сельского поселения). Со слов жителей села Вощажниково, этой дорогой, ведущей в сторону деревни Тумаково, никто не пользуется - хотя бы потому, что Вощажниково и Тумаково соединены альтернативной дорогой. А вот участок улицы в селе, который люди давно просят отремонтировать, по-прежнему утопает в грязи.
P. S.
Владимир Сберегаев намерен подать в суд на областных и районных чиновников.