12.08.2018 21:22
Культура

В Летней оперной лаборатории поставили "Кармен" и "Царскую невесту"

Завершила работу Летняя оперная лаборатория
Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №176 (7639)
Затишье театрального межсезонья выдвигает на первый план замыслы, интересные не столько своей художественной сутью, сколько попыткой сформулировать важные общественно-социальные вопросы в современном искусстве. Уже третий год кряду на сцене Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского (с нового сезона Камерная сцена Большого театра) молодая команда энтузиастов организует Летнюю оперно-симфоническую лабораторию New Opera World в формате мастер-классов, которую венчают публичные представления сразу двух спектаклей. В нынешнем году - это "Кармен" Бизе и "Царская невеста" Римского-Корсакова.
Читать на сайте RG.RU

"Кармен" поставили молодой французский дирижер Эдриен Перручон и режиссер Андрей Цветков-Толбин, не мудрствуя лукаво использовавший заезженный прием "театр в театре", создавая этакий парафраз телесериала "Березка". Музыкальный уровень спектакля оказался "незачетным". Особенно трудно далось выступление тенору Алексею Михайлову, чья профессиональная карьера уже исчисляется десятилетиями, но голос категорически не слушался певца. Красивая блондинка Полина Гараева, что прежде уже стажировалась в Центре Оперного пения Галины Вишневской, казалось, была лишь сосредоточением женской привлекательности своей Кармен, без каких-либо вокальных достижений.

Театр на Малой Бронной по традиции первым открыл сезон в Москве

"Царская невеста" (за дирижерским пультом - Айрат Кашаев, режиссер - Полина Бертен) банальная, но добротная постановка. Музыкальная сторона спектакля (Ксения Горлан - Марфа, Любаша - Екатерина Ковалёва, Грязной - Олег Крапчетов) была похожа на увлеченную самодеятельность. Все было очень страстно, но мимо нот. И единственное, чем запомнилось представление, - эффектными костюмами, основанными на шикарных павловопосадских платках.

Хотя проект ставит перед собой прежде всего учебно-просветительские задачи, каждый раз почему-то для постановки выбираются названия совершенно не "школьные", а требующие, наоборот, топового мастерства. А вместо молодых певцов на сцену выходят в основном возрастные исполнители, испытывающие трудности с профессиональной реализацией. Они очень ценят шанс показаться в Москве и готовы заплатить за выступление до 60 тысяч рублей.

Гендиректор Лаборатории Анна Селиванова сетует, что на проект, несмотря на его востребованность, не удается привлечь достаточно средств. В этому году прием заявок пришлось прекратить, когда число желающих достигло 150 человек. Но выходит, что певцы фактически покупают для себя участие в спектаклях и получают выступление на престижной столичной сцене. А публика смотрит представления, больше похожие на квест.

С другой стороны, Лаборатория верно определила болезненную точку нашего творческого образования: наши консерватории, иные культурные институты ежегодно как за государственный счет, так и на коммерческой основе выпускают почти две тысячи певцов. Востребовано из них менее половины. И после Лаборатории артисты вернутся к привычной жизни. Эту проблему не под силу решить ни одному, даже самому амбициозному, но частному проекту.

Музыкальный театр