13.08.2018 17:00
Культура

Русская опера как наш ответ на политические санкции

Русская опера как наш ответ на политические санкции
Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №177 (7640)
"Русское влияние" - весь мир сегодня занят разгадкой этого ребуса, что придумали западные политики, придав ему устрашающе отрицательный подтекст. И вот уже несколько лет они пытаются обнаружить российское присутствие там, где его нет. Хотя истинное российское влияние никто никогда не скрывал, а даже наоборот, всячески его приветствовал. Но только речь идет не о политике, а о культуре. И самый яркий тому пример мировое оперное искусство. Всегда, даже в советские времена, к нему относились с большим вниманием и интересом. За рубежом всегда любили великую русскую музыку и лучших наших исполнителей.
Читать на сайте RG.RU

И сейчас политическая ситуация, к счастью, никак не сказывается на интенсивности приглашения российских певцов в европейские и американские театры, и не влияет на интерес к русским названиям со стороны лучших мировых площадок. В новом сезоне и премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, и канцлер Германии Ангела Меркель, и американский президент Дональд Трамп, и многие другие мировые лидеры смогут испытать на себе настоящее российское влияние, но лишь культурное.

В Летней оперной лаборатории поставили "Кармен" и "Царскую невесту"

Хотя, конечно, появление русских опер на зарубежных афишах - событие всегда неординарное, но прежде всего из-за языковых трудностей, так как в "высшей лиге" оперу принято исполнять исключительно на языке оригинала. И все же среди неизбежного мейнстрима - "Евгений Онегин", "Пиковая дама" Чайковского и "Борис Годунов" Мусоргского в предстоящем театральном сезоне обнаруживается сонм интересных, "незаигранных" названий, хотя очень заметно, как тяжело дается театрам борьба с репертуарной предсказуемостью.

Так в грядущем театральном сезоне 2018/19 бесспорным хитом окажется "Пиковая дама" Чайковского. В январе в качестве премьеры ее представит лондонский "Ковент-Гарден". Это будет эпатажный спектакль норвежца Стефана Херхейма, что уже был показан в Амстердаме. Наверняка, резонансной окажется и версия "Пиковой дамы" на нынешнем Зальцбургском фестивале: за дирижерским пультом будет стоять выдающийся музыкант Марис Янсонс, а режиссером выступит известный скандалист и провокатор немец Ханс Нойенфельс. Именно из-за него Анна Нетребко категорически отказалась от участия в этой постановке. Пикантным обещает быть и визит "Дамы" в Дюссельдорф, Вильнюс и Брно, хотя за премьеры и не будет отвечать никто из первых лиц современного мирового театра. К сожалению, Венская опера повторяется, показывая в новом сезоне лишь старого "Евгения Онегина", равно как и Мюнхен, где также обещан "Онегин" - скандально знаменитый спектакль Кшиштофа Варликовского. В Женеве без оригинальности ограничатся "Годуновым".

Берлин будет соревноваться за лидерство в "русской афише" - "Дойчеопер" представит "Евгения Онегина" и "Бориса Годунова", где заглавную партию исполнит знаменитый валлиец Брин Терфель, а в "Штаатсопер" состоится премьера "Обручения в монастыре" Прокофьева в постановке Дмитрия Чернякова с целым созвездием высококлассных российских певцов. Театры же других немецких городов стараются тоже отличиться оригинальностью художественного выбора. В Штутгарте не только повторяют свою прошлогоднюю "Пиковую даму", но и сделают новую "Любовь к трем апельсинам". В Гамбурге появится оперетта Шостаковича "Москва. Черемушки", Баварская опера покажет "Иоланту" Чайковского вкупе с "Маврой" Стравинского, но отдаст их своей Оперной студии.

Самыми же интригующими русскими проектами в Европе следует признать три проекта - "Чародейка" (дирижер - итальянец Даниэле Рустиони, режиссер - украинец Андрий Жолдак) в Лионе, "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова в Брюсселе, что появится под занавес сезона в постановке также Дмитрия Чернякова. И, конечно, спектакль в Афинах по опере Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда", что сделает в качестве режиссера прославленная французская актриса Фанни Ардан, таким образом, дебютирующая на оперных подмостках.

В новом сезоне мировые лидеры смогут испытать на себе настоящее российское влияние, но лишь культурное

На этом богатом европейском фоне в Новом Свете готовится лишь одна русская премьера - и тоже "Онегин" в постановке великолепного выдумщика Роберта Карсена на сцене Вашингтонской оперы, которая будет и представлена и на афишах Торонто. Тогда как нью-йоркская "Метрополитен Опера" вытащит из своих запасников лишь "Иоланту" Чайковского в интерпретации поляка Мариуша Трелински (эта же постановка будет и на афише в Валенсии). При этом нельзя не заметить, что такие ключевые оперные дома, как Чикаго, Хьюстон, Сан-Франциско, Лос-Анжелес в Америке, Цюрих, Хельсинки, Амстердам, Копенгаген, Дрезден, Лиссабон, Мадрид, Барселона в Европе не представят ни одной вещи русского композитора.

Оперу "А зори здесь тихие" поставят в Мариинском театре

Что касается родины оперы - Италии, то тут оперные театры, как известно, ныне очень страдают и от экономического кризиса, и традиционных забастовок. Турин, Венеция, Неаполь, Флоренция тоже игнорирую русскую музыку. Главный итальянский театр - миланский "Ла Скала" среди 15 постановок сезона, что в большинстве своем "заслуженные ветераны сцены", в феврале представит премьеру "Хованщины" Мусоргского. За нее будут отвечать итальянец Марио Мартоне, кинорежиссер с рутинерской славой в опере, и дирижер Валерий Гергиев, естественно делающий ставку на наших певцов.

Внимательнее всех и явно с чувством просвещенной любви к русской опере относится знаменитый интендант Стефан Лисснер, поэтому в вверенной ему Парижской национальной опере, русские наименования регулярно, каждый сезон появляются в афише театра. В финале ушедшего сезона Париж показал премьеру первой, "незаезженной" редакции оперы Мусоргского "Бориса Годунова", ставшую настоящим театральным событием европейского масштаба. Постановку сделали прекрасный дирижер Владимир Юровский, который через три года возглавит Баварскую оперу, и фламандский режиссер-модернист Иво ван Хове, в роли российского самодержца дебютировал Ильдар Абдразаков. В следующем сезоне Париж из 19 названий, помимо возобновления спектакля Дмитрия Чернякова "Иоланта"/ "Щелкунчик" (за дирижерский пульт встанет чех Томаш Ганус), запланировал еще две большие русские премьеры. В декабре, в канун новогодних праздников намечена премьера "Князя Игоря" Бородина от одного из самых востребованных режиссеров - знаменитого австралийца Барри Коски, руководящего "Комише Опер" в Берлине, и главного дирижера Парижской оперы - швейцарца Филиппа Жордана, который уже в 2020 году возглавит Венскую Штаатсоперу. В апреле же 2019 года ожидается премьера "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича в постановке немецкого дирижера Инго Метцмахера, признанного знатока современной музыки, и уже упомянутого польского режиссера-провокатора Кшиштофа Варликовского.

Таким образом, на лучших мировых оперных сценах будет показана дюжина русских опер практически на любой музыкальный и театральный вкус. И без всяких санкционных страшилок, о которых в театре никто не вспоминает.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Музыкальный театр