В правительстве начался новый этап дискуссии вокруг параметров индексации тарифов ЖКХ, которая, с одной стороны, должна компенсировать коммунальщикам запланированное с 1 января повышение НДС (с 18 до 20 процентов), с другой - не превысить целевой уровень инфляции (4 процента).
Как ранее сообщала "Российская газета", минэкономразвития предлагало сдвинуть сроки индексации с 1 июля на 1 января, чтобы синхронизировать повышение налогов и тарифов и равномерно разнести этот рост по обеим половинам следующего года. Всего спустя несколько дней ведомство предложило более гибкий вариант - провести индексацию в два этапа, подтвердили "Российской газете" в пресс-службе минэкономразвития. С 1 января тарифы должны вырасти на 1,7 процента ("счетный" вклад от повышения НДС в инфляцию), с 1 июля - еще на 2,4 процента (собственно ежегодная индексация). Соответствующее письмо было направлено в минстрой, минэнерго и Федеральную антимонопольную службу, рассказали в минэкономразвития.
В Минстрое "РГ" рассказали, что получили этот документ, он прорабатывается и что еще возможна корректировка по цифрам, не уточнив детали. В минэкономразвития отказались комментировать позицию минстроя, в пресс-службе ФАС сообщили, что еще не сформировали собственное видение на параметры предстоящей индексации.
Согласно решению Пленума Высшего арбитражного суда 2011 года ресурсоснабжающие организации вправе учесть в стоимости своей продукции повышение НДС, поэтому от этого никуда не деться, объясняет Игорь Кокин, эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления РАНХиГС. При этом рост платежей за коммунальные услуги (электроэнергию, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение и вывоз мусора) ограничен предельными индексами изменения размера платы граждан, которые ежегодно утверждаются правительством по каждому субъекту Федерации (в этом году совокупный платеж не может расти выше 4 процентов, на следующий год индексы еще не утверждены). В то же время если стоимость коммунального ресурса превышает предельный индекс, то разница должна быть компенсирована ресурсоснабжающим организациям за счет региональных бюджетов. Но НДС - налог федеральный, от его повышения регионы ничего не получат.
"Поэтому перед минэкономразвития встала задача - аккуратно учесть в тарифах повышение НДС и в то же время не допустить серьезной нагрузки на региональные бюджеты, - говорит Игорь Кокин. - Если тариф с начала года будет увеличен даже на 1,7, то у ресурсоснабжающих организаций не будет оснований требовать компенсаций от региональных властей. Что касается второго этапа (2,4 процента с 1 июля), то можно полагать, что повышение платы по разным ресурсам будет неравномерным, за счет этого совокупный рост тарифов уложится в 4 процента".