19.08.2018 10:00
Общество

Почему праздник Преображения был так значим в истории страны

Почему праздник Преображения был так значим в истории страны
Текст:  Мария Городова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №180 (7643)
Случайность или нет, но именно праздник Преображения Господня, в народе Яблочный Спас, отмечаемый 19 августа, играл в жизни государства, в нашей военной истории уникальную роль. А еще он дал название улицам, селам, московской станции метро, даже фамилию знаменитому профессору из "Собачьего сердца". И вот этот выбор Булгакова был точно не случайным. Мы обязательно разберемся с замыслом классика, но сейчас об исключительной роли в государстве и военной истории.
Читать на сайте RG.RU

В 1650 году царь Алексей Михайлович, любивший охоту вдоль дороги на Черкизово, возвел на берегу Яузы рядом с храмом в честь Преображения Господня дворец (сегодня район метро "Преображенская площадь"). В охотничьем дворце после смерти царя осела его вторая жена Наталья Нарышкина с маленькими Петром и Наташей. В Преображенском, как и в Воробьево, мужающий Петр создавал свои потешные войска, из которых потом выросла "армия нового строя". Первый полк своей армии будущий император назвал Преображенским. Дань географии? Не только. Хотя реформатор русского царства не раз глумился над Церковью, смысловую разницу между именами "Преображенский", "Семеновский" или, к примеру, "Измайловский" он чувствовал, и она точно соответствовала его амбициям преобразовать Российское государство.

Павел Басинский: Оставьте Церковь в покое те, кому до нее никакого дела

История Преображенского полка тесно связана с военными победами и неудачами русского воинства. Взятие крепости Азов, битва при Нарве, взятие Нотебурга, опять Нарва, уже осада... Больше двух столетий всюду, где решалась судьба России. Преображенцы помогли взойти на престол Екатерине I, потом Елизавете, раньше всех вышли на Сенатскую площадь, защищая молодого Николая I. Преображенский полк был не просто первым гвардейским полком, он был "одной из системообразующих опор государственного строя" (Олег Хлестов). А праздник Преображения был не просто формальным полковым, корпоративным праздником преображенцев, но и стержнем воспитания и поддержки духа элиты гвардейцев.

И теперь пора разобраться, что же это за праздник? Почему лучшие из лучших пестовали, взращивали свою личную причастность именно к нему? Начнем с самого слова. "Изменение, превращение, трансформация, перерождение" - синонимы преображения, но при всей кажущейся близости преображение нечто совсем иное. В чем разница? Откроем Евангелие, попутно отметив, что тут мы пишем слово уже с заглавной буквы - объяснение позже. Итак, рассказ евангелиста Луки, дело происходит во время земной жизни Иисуса, незадолго до Его последней Пасхи. Спаситель ходит с учениками по Палестине, проповедуя Благую весть.

Однажды Иисус, взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, "взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, это были Моисей и Илия, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме". Что значит "говорили об исходе"? О чем беседовали Иисус и два ветхозаветных пророка? О грядущих страданиях Христа, Его Крестной смерти, Воскресении из мертвых, об искупительной жертве Сына Божьего, избавляющей человечество от рабства греха и смерти. "Петр и его спутники забылись дремой, - читаем дальше, - а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: "Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!" "Он не знал и сам, чтo говорил", - замечает евангелист Лука: действительно, даже привыкшие к чудесам ученики Христа были не готовы воспринять происходящее, оно было выше их опыта, отсюда понятное, но все же наивное желание остановить мгновенье, остаться там, где Божья Благодать, где творится чудо. Петр еще не договорил, "как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: "Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!" И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели".

Так произошло Преображение Иисуса Христа - явление таинственное, мистическое. И если мы теперь попробуем дать определение самому слову, оно будет звучать так: "Преображение - это существенное изменение образа (выделим корень "образ"!), проявление в уже известном нового, высшего, неведомого нам раньше качества". О действующей силе процесса пока умолчим, но заметим, что с заглавной буквы в этом случае слово пишется потому, что здесь событие произошло с Богом.

Итак, 19 августа, в день праздника Преображения Господня, Церковь вспоминает, как Христос впервые явил перед тремя учениками Свою Божественную суть: "И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет". Заострим внимание на том, что сияние исходило не только от Тела Христа, но и от Его одежд: не только от Бога, но и от материи. Из этого следует важнейший вывод: вся материя, и человек в том числе, может быть обожена. Больше того, она, материя, и призвана стать такой!

Зачем Михаил Афанасьевич сделал своего профессора именно Преображенским?

Важно, что увидев Преображение Иисуса, ученики Христа получили знак о том, что Он есть Сын Божий. На иконах праздника изображают именно этот момент: Иисус в ореоле сияния, которое называют "фаворским светом" - считается, что событие произошло на горе Фавор. Слева и справа от Христа пророки Илия и Моисей, в нижней части - апостолы.

Историки считают, что событие Преображения Господня происходило не в августе, а в феврале или марте по нашему календарю. Но Церковь в Армении и в Каппадокии (сейчас территория Турции) учредила праздновать Преображение именно в августе из соображений педагогических: августовское торжество в честь Преображения Иисуса Христа должно было сменить существующее празднество, посвященное богини любви и плодородия. И праздник прижился. В Греции он вытеснил языческие гулянья в честь Вакха, тоже совпадающие с созреванием урожая - винограда. В России, заимствовавшей праздник из Греции, виноград заменили на яблоки. Отсюда второе название праздника в честь Спасителя - Яблочный Спас. Так Евангельское событие Преображения Иисуса оказалось совмещенным с благодарственным молебном, который читался в честь дарования Богом нам "плодов земных". Случайное объединение никак несвязанного? Преображения Сына Божьего перед учениками и благодарение Господа за урожай?

Почему Марию Магдалину пытаются выставить соблазнительной распутницей

"Мы приносим в церковь плоды земли, которые были кислые и зеленые, - пишет епископ Мефодий (Кульман), - но под влиянием лучей солнца изменились, созрели. Так и душа человека, поднимаясь на гору, где сияет Солнце Правды, начинает под влиянием благодатных лучей духовно расти, изменяться, преображаться, созревать для жизни будущего века. Для нас подъем на гору Фавор - это наше хождение вслед за Христом и очищение от греха".

Наша душа жаждет преображения: своего, всей природы человеческой, окружающего мира. Справляется ли с этими благими планами сам человек? Возможно ли это без Творца всего сущего? Нагляднее всего на этот вопрос ответил Булгаков. Зачем Михаил Афанасьевич сделал своего профессора именно Преображенским? Смотрите, умница, светило медицины затеял вроде бы вполне уже и достижимое - преображение собаки в человека. Финал известен. Вывод один: преображение без Творца, без Божьей Благодати невозможно и бессмысленно. Похоже, это не было тайной ни для наших гвардейцев, ни даже для их родоначальника.

Яблочный спас

Иван Шмелев, "Лето Господне": "Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви - не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам - передаются - к "Празднику!". Проплывают над головами узелочки - все яблоки, просвирки, яблоки... В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным - свежими яблоками. Они везде... Необыкновенно, весело - будто гости, и церковь - совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их - посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: "Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!" И будут есть уже другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть - Преображение".

Религия