Проблема для Вологодской области актуальна. В каждом районе региона есть свои школьные автобусы, которые возят детей на учебу из отдаленных населенных пунктов. В общей сложности школьными автобусами пользуются почти девять тысяч учеников, 447 маршрутов проложены до 187 школ. Всего в регионе работают 290 школьных автобусов. Значительная доля автобусного парка обновлялась 7-8 лет назад.
Но через два года, 30 июня 2020 года, вступает в силу по-становление правительства России о запрете на эксплуатацию школьных автобусов старше 10 лет. При этом обязанность обновлять автобусный парк возложена на муниципалитеты.
Поэтому губернатор Вологодской области Олег Кувшинников принял решение запустить региональную программу "Школьный автобус", в рамках которой уже со следующего года начнется замена транспортных средств, отработавших свой 10-летний срок.
Автобусов 2008 года и старше в Вологодской области всего около 20. Но их заменой регион не ограничится. Как сообщают в правительстве региона, в рамках нового губернаторского проекта уже на следующий год обновят 48 единиц транспорта. На эти цели из регионального бюджета будет выделено более 90 миллионов рублей. В первую очередь заменят автобусы с истекающим сроком эксплуатации.
В 2020-м году, когда постановление правительства России вступит в силу, автобусов, отметивших 10-летний юбилей, в Вологодской области будет уже 77, а в 2021-м году - 64. Поэтому уже сейчас председатель правительства региона Антон Кольцов и заместитель губернатора, начальник департамента финансов Валентина Артамонова получили распоряжение при формировании бюджетов предусмотреть средства на замену устаревающих транспортных средств. Планируется, что в ближайшие годы парк школьных автобусов будет полностью обновлен.
Регион планирует закупать автобусы разной вместимости у отечественных производителей. Школьные автобусы в Вологодской области приобретают трех видов: на 30, 20 и 12 мест. Решение о том, автобусы какой вместимости закупать, принимается на основании заявок муниципалитетов о количестве детей, нуждающихся в доставке в школу.
Например, в Пяжелскую среднюю школу Бабаевского района учеников возят на микроавтобусе вместимостью до 20 человек. Больше муниципалитету пока не надо. В школе обучается чуть более 50 детей. Недавно к учебному заведению присоединили детский сад, там еще 11 воспитанников. Но большин-ство детей живут в поселке Пяжелка, где и находится школа, их подвозить не надо. На автобусе ежедневно добираются 15 школьников и детсадовцев. Самый длинный маршрут составляет 25 километров.
Один школьный автобус может обслуживать несколько маршрутов. Например, в Абакановскую среднюю школу Череповецкого района детей доставляют по трем маршрутам. Причем по одному из них - до деревни Погорелка - ездит всего одна ученица. Расстояние от села, где находится школа, до деревни - пять километров. Проходить такое расстояние пешком нереально, тем более что, по действующим нормативам, расстояние от школы до дома для младшеклассников не должно превышать двух километров, для старшеклассников - четырех. В поселке Кривец Череповецкого района живет 396 человек. Своей школы нет. Каждый день местные подростки уезжают на школьном автобусе в поселок Суда, население которого составляет почти 6 тысяч человек. Курсируя от деревни к деревне, школьные автобусы собирают детей на занятия, а после окончания уроков отвозят их домой. Педагоги сельских школ отмечают, что благодаря программе "Школьный автобус" посещаемость занятий высока, что, в свою очередь, благоприятно влияет на общую успеваемость учеников.
Олег Кувшинников, губернатор Вологодской области:
- Поможем нашим муниципальным образованиям и будем закупать технику единым лотом для снижения цены и получения максимального экономического эффекта. Безопасность школьников - это даже не основной, а стратегический приоритет. Средства потребуются немалые, но нам необходимо провести эту работу в интересах наших детей.