05.09.2018 08:05
Санкт-Петербург

Малая Октябрьская железная дорога отметила 70-летие

Система непрерывного образования Октябрьской железной дороги помогает вырастить настоящих профессионалов
Текст:  Инга Бугулова
Российская газета - Санкт-Петербург: №196 (7659)
В конце августа 70-летие отметила Малая Октябрьская железная дорога (МОЖД) - путешествия на детских поездах уже стали одним из любимых летних развлечений горожан и гостей Северной столицы. Однако в первую очередь - это единственный центр профессиональной ориентации учащихся Санкт-Петербурга и пригородов по железнодорожному направлению и часть масштабной концепции непрерывного образования, которой ОЖД уделяет большое внимание.
Читать на сайте RG.RU

С малых лет

Переоценить пользу ранней профориентации сложно, считают представители Октябрьской железной дороги. Именно поэтому первые шаги в этом направлении делаются уже в детских садах. Проведение таких мероприятий включено в учебные планы и носит регулярный характер.

Казалось бы, как "погрузить" дошкольника в непростую, на первый взгляд, железнодорожную тематику? Пробудить интерес к ней помогают самые разные формы работы с детьми. Это и ознакомительные беседы об истории железнодорожного транспорта и профессиях железнодорожников, и организация выставок и творческих конкурсов, и проведение экскурсий в музеях и на профильных предприятиях. Большое внимание, конечно, уделяется и теме безопасности.

Но теория - это лишь часть системы обучения. В каждой возрастной группе детского сада есть специальные железнодорожные уголки, где дети могут поиграть в железную дорогу. Благо атрибутов достаточно: можно надеть форму работников разных специальностей, повертеть в руках копии рабочих инструментов, рассмотреть макеты станций и вокзалов.

Расположить к будущему выбору профессии призван и еще один формат занятий: вовлечение в обучающий процесс родителей-железнодорожников и ветеранов отрасли - они рассказывают малышам о своей профессии. Информация от своих мам и пап, бабушек и дедушек воспринимается детьми гораздо лучше и способна в итоге стать тем ориентиром, который поможет определиться с выбором жизненного пути.

- Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в принуждении, а в том, чтобы познакомить его с различными видами труда и облегчить в дальнейшем самостоятельный выбор. Ведь чем раньше выявятся способности ребенка, тем больше у него будет времени для их развития, и чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте, - уверены в компании.

Из детских садов обучение плавно "перетекает" на следующий этап - в школы. Причем начинается все прямо с Дня знаний, 1 сентября. Ежегодно руководители полигона дороги участвуют в торжественных линейках не только в Северной столице, но и в Ленинградской области и других регионах. А потом, в течение учебного года, ученики 5-9 классов осваивают азы железнодорожных профессий в учебных классах. Вместе со специальными уроками важным элементом профориентационной работы, как и на предыдущем этапе, становятся выездные занятия - экскурсионные маршруты по музейным и железнодорожным объектам.

А к самому интересному - закреплению полученных знаний на практике - школьники переходят во время летних каникул. С июня по август они работают на Малой Октябрьской железной дороге, причем не просто дублируя труд взрослых, а выполняя работу по-настоящему высокой квалификации.

Юные проводники и машинисты

Малая Октябрьская железная дорога - объект действительно уникальный, поэтому о ней стоит сказать особо. История ее началась

27 августа 1948 года, с момента открытия Северного участка в районе станции Озерки. К строительству МОЖД были привлечены комсомольцы, молодежь, юные железнодорожники города Ленинграда. С их помощью была уложена железная дорога стандартной колеи для доставки балласта, а позже она превратилась в узкоколейку с шириной 750 миллиметров. На дороге по-строили три станции: "Кировская", "Зоопарк" и "Озерная". Позже протяженность путей сократилась до двух километров, и на дороге остались две станции. Но до сих пор в узкой колее магистрали лежат рельсы 1896-1905 годов выпуска с гравировкой царского орла.

В 2011 году была открыта вторая трасса - Южная, соединяющая Санкт-Петербург и Пушкин. Участок длиной 10,8 километра получил название Малая Царскосельская железная дорога, в честь 175-летия первой стальной магистрали, по насыпи которой она проложена. По своим техническим характеристикам, говорят в ОЖД, эта дорога может считаться лучшей в стране. Она оснащена самыми современными устройствами организации движения и безопасности.

В целом же Малая Октябрьская железная дорога может похвастаться богатым транспортным парком. Только в этом году в ее распоряжение поступило семь новых вагонов, а всего функционирование дороги обеспечивают 23 вагона и шесть локомотивов.

Производственную практику школьники летом проходят на обеих трассах. Работают посменно - график составляется таким образом, что воспитанники центра обучения, отработав одну неделю на Южной трассе, вторую рабочую неделю проводят на Северной. Проводники, кондукторы, билетные кассиры, дикторы и даже машинисты - в путешествии по МОЖД все эти рабочие места занимают дети. Роль невидимых пассажиру "бойцов" - стрелочников, диспетчеров, дежурных по станции - также выполняют юные железнодорожники под руководством опытных инструкторов. А в пути следования воспитанники учебного центра рассказывают пассажирам об истории железной дороги.

О том, насколько важна и успешна схема включения ребят в реальный процесс, говорят цифры: во-первых, количество воспитанников МОЖД с 2011 года по настоящее время увеличилось с 650 до 1500 человек, а во-вторых, 80 процентов бывших юных железнодорожников успешно трудится на Октябрьской магистрали и в подразделениях ОАО "РЖД".

Осознанный выбор

В конечном счете все эти усилия направлены на то, чтобы бывшие детсадовцы и школьники, будучи уже абитуриентами, смогли сделать сознательный выбор дальнейшей карьеры, подчеркивают в ОЖД. Но и на этапе поступления в учебные заведения воспитанников без внимания тоже не оставляют. Например, для школьников организуют курсы подготовки к поступлению в университеты.

Сегодня одним из главных партнеров системы обучения ОЖД является Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. С вузом подписано соглашение, по которому сотрудничество осуществляется сразу по восьми направлениям, среди которых - вопросы обучения и подготовки квалифицированных кадров.

В этому году железная дорога подписала соглашение и с Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом. Его цель - сотрудничество, направленное на развитие учебной, научно-исследовательской и инновационной деятельности. Кроме того, партнерские отношения связывают ОЖД с техникумами железнодорожного транспорта, расположенными в границах магистрали.

Неудивительно, что ежегодно Октябрьская железная дорога принимает на практику по программам высшего и среднего профессионального образования более 1200 студентов (половина из них обучается в учебных заведениях по целевому направлению). Для оттачивания практических навыков здесь есть все необходимое. Перед началом работ каждый студент проходит инструктаж по охране труда и технике безопасности, знакомится с действующими в структурном подразделении правилами внутреннего трудового распорядка, обеспечивается спецодеждой и даже литературой и документацией, необходимыми для выполнения задания кафедры.

О том, что практика на ОЖД - процесс вовсе не формальный, говорит и то, что результаты дипломных работ выпускников в ряде случаев даже внедряют в производство. Чтобы это случилось, они должны быть актуальными и иметь инновационный характер. С выбором тем студентам помогает комиссия по предоставлению грантов на разработку дипломных проектов.

А еще, чтобы студенты не теряли мотивацию в процессе учебы, учреждена стипендия начальника Октябрьской железной дороги. Претендовать на нее могут студенты-целевики, обучающиеся по специальностям железнодорожного и технического профиля, имеющие по итогам двух сессий подряд не менее 80 процентов отличных оценок. Кроме этого, учитывается участие в научной, спортивной и общественной жизни вуза.

Помочь "включиться" в работу

Ежегодно на Октябрьскую железную дорогу из образовательных учреждений прибывает более тысячи новоиспеченных специалистов. Встречают их Единым днем адаптации для молодых работников - это возможность лично пообщаться с руководителями полигона железной дороги и получить ответы на все интересующие вопросы.

А для того чтобы "включиться" в работу, приобщиться к корпоративной культуре и ценностям, в компании разработана система адаптации. Одно из ее главных преимуществ - наставничество.

- Все представители производственных профессий при приеме на работу или смене должностей в обязательном порядке закрепляются за опытными наставниками, в зависимости от специфики подразделения. Обучение под руководством наставника может длиться до девяти месяцев. Так подопечные быстрее вникают в особенности конкретного рабочего процесса и вливаются в устоявшиеся трудовые коллективы, - отмечают в ОЖД.

В плюс это не только молодым специалистам, но и самим наставникам - они могут поощряться материально в виде надбавки к заработной плате, этот опыт также учитывается при присвоении наград и классных званий. К слову, с этого года в компании начали заниматься и управленческим наставничеством. Здесь в качестве подопечных выступают уже не молодые специалисты, а сотрудники с высоким потенциалом, а их кураторами - состоявшиеся руководители.

Но возможности для профессионального роста не заканчиваются даже когда сотрудник, казалось бы, уже полностью состоялся. На базе Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций, который имеет оснащенные всем необходимым полигоны, работникам предоставляется возможность пройти обучение по профессиональной подготовке и переподготовке, а если есть желание - даже освоить вторую профессию. Словом, границ для совершенствования нет.

- Функционирование системы непрерывного образования в компании позволяет формировать и развивать команду настоящих профессионалов железнодорожного дела. Она эффективно способствует раскрытию потенциала, поощряет стремление развивать себя и отрасль, - подытоживают в ОЖД.

Санкт-Петербург Северо-Запад