Молочные хозяйства Поморья по итогам прошлого года занимали пятое место в России с валовым надоем свыше 126 тысяч тонн. В начале 2018-го в половине районов области производство молока немного снизилось, однако к августу вместе с НАО надоили 63 тысячи тонн. Закупочные цены, упавшие до 21 рублей за литр, стали медленно подниматься. На большинстве ферм с облегчением выдохнули: кризис позади. Причем с наименьшими потерями его прошли те хозяйства, которые не только поставляют молоко на крупные заводы, но и сами наладили его переработку.
Однако в августе, когда "буря" уже стихла, забили тревогу два хозяйства: у них перестали закупать молоко. Один фермер, по его словам, выливает ценный продукт просто в землю, другой грозится пустить стадо из 50 коров под нож.
Почему кое-где еще порой возникают проблемы, и помогает ли хозяйствам собственное производство масла, сметаны и прочей "молочки"?
За тремя реками
Село Борок находится в таком уголке Виноградовского района, где, по идее, вообще противопоказано что-либо производить. В ста километрах от райцентра, за тремя реками с проблемной переправой - в весеннюю распутицу сплошная транспортная недоступность. Доставка молока даже на ближайшие заводы в таких условиях сравняла бы его в цене с благородным металлом. Поэтому на местном сельхозпредприятии сделали ставку на собственное производство сливочного масла, которое в итоге стало районным брендом.
И все-таки дела шли не очень, пока петербургский инвестор не решил вложиться в переработку молока на своей "малой родине". Районные власти помогли навести мост через одну из рек, строительство второго запланировано на 2019-й. Год назад на базе старого хозяйства открылся современный животноводческий комплекс на 508 голов.
Все молоко, которое производится в Борке, перерабатывается на месте, поэтому закупочная ценовая лихорадка не страшна. Когда масла стало слишком много, товарную линейку расширили - наладили выпуск творога, сметаны и сливок. А минувшим летом освоили производство мороженого, которое расходилось на ура среди приехавшей на каникулы детворы.
Почти вся продукция хозяйства реализуется на территории района, и лишь малая часть идет "на экспорт" - в соседние. Натуральную "молочку" берут местные магазины, выручают и собственные торговые точки, а также поставка продукции в учреждения социальной сферы - школы, детсады, больницы. Ориентация на местный рынок и контракты с бюджетными организациями - отличительная черта всех хозяйств, которые занимаются переработкой молока.
- Конечно, главная составляющая нашей экономики - это ЛПК, сельское хозяйство лишь на треть-ем месте, - отмечает глава района Алексей Таборов. - Но производство молочных продуктов - очень важный ее сегмент. Жители района хотят видеть на прилавках качественную, экологически чистую продукцию, которую уже хорошо знают. И пусть производство не рассчитано на большие объемы, для нас оно ценно тем, что обеспечивает местные по-требности.
Пастеризатор для страховки
Бюджетная сфера региона на 90 процентов обеспечивается местной молочной продукцией. Но для фермеров, столкнувшихся с проблемой реализации, это не выход: нет оборудования для пастеризации молока. Некоторые хозяйства "заточены" исключительно на поставку сырья заводам и менять что-либо не хотят. При благоприятном раскладе так проще.
Когда молокозаводы не берут натуральное сырье вообще, предпочитая ему порошок, - беда для всей экономики. Если у одних берут, а у других нет - это проблема лишь последних. Заставить крупных переработчиков закупать сырье у конкретных хозяйств невозможно. Опрос фермеров из разных районов Поморья показал, что на региональном уровне вопросов со сбытом сырого молока сейчас нет, хотя закупочные цены еще оставляют желать лучшего. Но сложности могут вернуться, и вот на этот случай маслозаводик или хотя бы пастеризатор - хорошая страховка.
Фермерам, у которых пропадает молоко, предлагали принять участие в грантовых программах на организацию переработки. Однако те стоят на своем: помогите нам со сбытом сырья.
Тем временем собственную переработку молока организовали 15 сельхозпредприятий Поморья. Паника на молочных "биржах" только подстегнула этот процесс. Вот только далеко не все руководители делают на это основную ставку.
- На переработку нельзя надоить абы как, для производства натуральной продукции требуется высококачественное молоко, - поясняет коношский предприниматель Павел Замолотов. - Небольшие хозяйства не могут себе позволить даже малейшего брака, иначе они навредят своей репутации на рынке, где производитель и потребитель знают друг друга в лицо.
На условиях ретейла
Главные проблемы переработчиков в "глубинке" - высокая себестоимость и сбыт. Хорошо, если до того медвежьего угла, где делают свою "молочку", еще не добрался федеральный ретейл. Но сегодня даже в поселках представлено по две-три всероссийские сети, которые берут фермерскую продукцию на условиях, крайне невыгодных для производителей.
По словам одного из фермеров, он честно пытался зарабатывать на производстве всего молочного ряда - от кефира до адыгейского сыра. В итоге от йогурта и сливок в хозяйстве отказались - слишком убыточны, сыр оставили "для души", а остальные пять наименований продукции поставляют в школы и детские сады. Продавать переработку через торговые сети не получилось. Главной кормилицей хозяйства осталась его "молочная река", текущая прямиком на крупные заводы.
Но есть и противоположные примеры: в Котласском районе крупный ретейлер принимает продукцию небольших ферм сразу в 25 своих магазинов.
Сыр - отдельная статья: за него мало кто берется, особенно за твердый: слишком трудоемкий и затратный процесс. Полутвердые и мягкие сыры, помимо крупных заводов, выпускают лишь два хозяйства в Поморье. Есть и настоящие энтузиасты - один фермер делает из козьего молока норвежский сыр брюност в виде конфет. Купить эксклюзив можно лишь на месте, несколько коз он прокормит, а вот целое коровье стадо - вряд ли. Но у остальной молочной продукции в этом плане явно есть потенциал.
Ирина Бажанова, министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области:
- Переработка молока на местах имеет большие преимущества. Во-первых, она снимает зависимость от закупочных цен и позволяет заработать на прибавочной стоимости. Во-вторых, это обеспечивает бюджетную сферу свежей качественной продукцией. В-третьих, северяне традиционно предпочитают местные продукты привозным, поэтому рынок сбыта будет всегда.
В следующем году регион рассчитывает получить 100 миллионов рублей из федерального бюджета в виде грантов на поддержку сельхозкооперации, в том числе - на переработку молока.