- Финансовый омбудсмен будет рассматривать споры в упрощенном порядке - за две недели, лишь в исключительных случаях срок увеличится до месяца. Никаких пошлин гражданам платить не нужно. Обращение можно отправить через портал госуслуг или МФЦ, - рассказала замначальника Уральского главного управления Банка России Светлана Фурдуй.
Финансовый омбудсмен уже назначен - им стал помощник председателя Счетной палаты РФ Юрий Воронин. Первые жалобы он начнет принимать в следующем году. Представительства в регионах организовывать не планируется.
Интересно, что финансировать работу новой структуры лишь на первых порах будет Центробанк. А дальше ее бюджет станет формироваться из платежей участников финансового рынка: чем больше жалоб от потребителей, тем выше коэффициент для таких начислений.
Первыми в обязательном порядке с 1 июня 2019 года к новой системе подключатся страховщики, работающие в системе ОСАГО. С 28 ноября пожаловаться финомбудсмену смогут клиенты остальных страховых компаний, с 1 января 2020-го - ломбардов и МФО. Присоединения банков придется ждать дольше всего - до 1 января 2021 года. Но, возможно, самые ответственные из них добровольно войдут в систему и раньше - такое не запрещено.
Эксперты в целом положительно оценивают появление уполномоченного, но отмечают, что многое будет зависеть от его личного авторитета.
- До этого в России уже был финансовый омбудсмен - Павел Медведев, работавший на общественных началах. Хотя специального закона еще не существовало, ему удавалось разрешать споры между банками и клиентами, зачастую на взаимовыгодных для сторон условиях. Представители некоторых банков даже говорили, что им выгоднее, если конфликт рассматривает финансовый омбудсмен, а не суд, потому что в таком случае не нужно тратиться на содержание юристов и оплату госпошлин. Будет ли новый уполномоченный иметь такой же вес в банковской среде, покажет время, - считает зампредседателя Уральского банковского союза Евгений Болотин.
Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов уверен, что омбудсмену удастся помочь участникам финансового рынка и потребителям найти общий язык. По его словам, НПФ давно выступали за создание возможностей для внесудебного разрешения таких конфликтов.
Впрочем, не все игроки рынка приветствуют перемены. Гендиректор одной из микрофинансовых компаний Александр Мамонов заявил "РГ", что введение нового института - это перенос расходов на защиту прав заемщиков с Банка России на плечи участников рынка.
- При этом для физических лиц вряд ли что-то поменяется. И сейчас есть структуры, готовые защищать клиентов, интересы которых были ущемлены. МФО, допустившие нарушение, и сегодня платят штрафы. Теперь им придется еще и оплачивать услуги омбудсмена. Но я не исключаю, что у игроков рынка будет больше заинтересованности в том, чтобы не обижать своих клиентов. Ведь чем больше жалоб поступит уполномоченному, тем больше компании придется платить. С другой стороны, такая система может дать в руки недобросовестным заемщикам новый рычаг давления на кредитора, - говорит Мамонов.
Директор саморегулируемой организации "Микрофинансирование и развитие" Елена Стратьева опасается, что порядок формирования взносов в фонд финомбудсмена в зависимости от количества удовлетворенных жалоб может спровоцировать их необъективное рассмотрение. При этом эксперт не считает, что необходимость финансировать работу нового института повлечет повышение тарифов на услуги МФО для населения. Она видит другую опасность: может опять вырасти активность фирм, обещающих избавить людей от долгов.
- Их жалобы не принесут пользы потребителям финансовых услуг, но создадут заметную нагрузку на службу омбудсмена и повлекут дополнительные затраты, - предполагает Стратьева.
В ЦБ успокаивают: такого произойти не должно, поскольку обращения к уполномоченному будут бесплатными только для физических лиц, но не для посредников. Именно поэтому Всероссийский союз страховщиков весьма воодушевленно встречает появление нового института. Его представители надеются, что омбудсмен избавит эту сферу от действий недобросовестных автоюристов и, как следствие, снизит издержки страховых компаний.