12.09.2018 15:33
Рубрика: "Родина"

Великое открытие "Рюрика"

Российская публикация рисунков из кругосветного плавания, совершенного 200 лет назад
Бриг "Рюрик" у берегов атолла Пенрин. Литография Ноэля, раскрашенная акварелью, по оригиналу Л. Хориса. 1826 год.

"Человек везде тот же - и просвещенный, и дикарь. И обитатель острова Румянцева, осеняемого пальмами, и житель земель, покрытых березами..."

_Лейтенант Отто Коцебу

3 августа 1818 года бриг "Рюрик", совершивший кругосветное плавание, бросил якорь в центре города Санкт-Петербурга, возле особняка графа Николая Румянцева (1754-1826). Граф (кстати, бывший государственный канцлер) был идейным вдохновителем экспедиции, он построил и снарядил на свои деньги небольшое двухмачтовое судно. И лично вместе с прославленным мореплавателем Иваном Крузенштерном отбирал участников.

Это было предприятие отважных и очень молодых людей: капитану "Рюрика" Отто Коцебу к началу кругосветки исполнилось 28 лет; лейтенанту Ивану Захарьину - 27; штурманскому ученику Василию Хромченко - 23 года; корабельному врачу и натуралисту Иоганну Фридриху Эшшольцу - 22...

Логин Хорис.

А самым молодым на борту оказался двадцатилетний художник Логин Хорис. Благодаря ему до нас дошли достоверные картины долгого (1815-1818) и удивительного плавания.


Одиссей с острова Радак

Логин Андреевич Хорис был приглашен в экспедицию "для положения на бумагу всех предметов новых и любопытных, встречающихся... на каждом шагу в путешествиях сего рода"1. Неизвестно, почему выбор Румянцева пал именно на него, но попадание оказалось точным. По итогам плавания Хорис выпустил замечательное по выразительности и достоверности "Живописное путешествие вокруг света" (Voyage pittoresque autour du monde)2. Альбом вышел в Париже с текстами и подписями на французском языке. Причем самой сильной стороной Хориса, как рисовальщика, оказались портреты. Он легко схватывал характер людей, не идеализировал их, как это делали художники XVIII века: жители тропических островов у них больше напоминали античных богов и героев. Художник с "Рюрика" видел даже в дикарях прежде всего человеческое...

Граф Н.П. Румянцев. Литография Л. Хориса по оригиналу О.А. Кипренского. 1822 год.

Способствовала этому и атмосфера на борту. Команда "Рюрика" не ограничивалась обычным вещевым обменом между европейцами и туземцами. Помимо "джентльменского набора" (стеклянные бусы, иголки, ножи, гвозди, топоры) русские путешественники захватили с собой домашних животных и семена полезных растений - в дар полинезийцам. Причем не для выгоды, а исключительно "чтобы дать островитянам новые источники питания. Особый фурор производили козы и свиньи, потому что мир фауны для жителей южных островов зачастую ограничивался птицами и рыбами. Четвероногие путешественники разделяли с людьми трудности плавания, и Коцебу уподоблял свой "Рюрик" Ноеву ковчегу"3.

О.Е. фон Коцебу. Гравюра пунктиром А.Г. Ухтомского по оригиналу А.Г. Варнека 1819 год.

Значительную часть пути проделал на русском бриге Каду - житель острова Радак, выразивший желание посмотреть другие земли. Он стал своеобразным полинезийским Одиссеем и, посетив северные широты, вернулся на родной остров, обогащенный новыми знаниями. По словам Коцебу, "Каду сначала думал, что ездок и лошадь составляют одно животное. Ни на что не смотрел он с большим удивлением, как на снег. Желая удовлетворить свое любопытство, Каду ловил оный руками; но пришел в некоторый род ужаса, когда увидел, что снег исчезал в руке его"4. Но тот же Каду проявлял большую смекалку, отмечая дни пути узелками на веревке, легко усваивал новые слова и знания.

Кстати, немецкий естествоиспытатель Адельберт Шамиссо, столкнувшись с самобытным миром гавайцев, имел неосторожность даже попенять капитану: "...румянцевская экспедиция могла бы получить ценные для науки данные, если бы добросовестный, усердный наблюдатель мог провести год на этих островах. Но ты проносишься по свету, как пушечное ядро, и возвращаешься домой со сведениями о вершинах гор и глубинах морей. Когда я просил у капитана разрешения остаться здесь до прихода "Рюрика", он ответил, что не будет удерживать меня - я волен оставить экспедицию, когда мне будет угодно"5.

На деле это разрешение было почти не замаскированной обидой: капитан и впрямь видел главной целью путешествия замеры высот и глубин, ведь это было жизненно важно для будущих исследователей. И Отто Коцебу преуспел в этом, открыв множество населенных и необитаемых островов.

Финал же плавания оказался драматичным.


"Я должен смирить честолюбие..."

13 апреля 1817 года, только что приняв вахту, Коцебу стоял на палубе с четырьмя матросами, двое из которых держали штурвал:

"В 4 часа поутру наступила ужаснейшая минута. Я с удивлением и страхом смотрел на необычайную высоту одной волны, которая, к несчастью нашему, взяла свое направление к кораблю, как вдруг был оною без чувств повергнут на палубу. Пришед в себя, ощущал я жестокую боль, а корабль нашел в весьма жалостном состоянии. Он подвергнулся бы совершенному истреблению, если сия буря продолжалась еще несколько времени"6.

После жестоких ушибов капитан не смог оправиться. Все больше времени он вынужден был проводить в каюте. И в конце концов 12 июля 1817 года принял трудное решение - изменить план экспедиции: "Не раз я решал вопреки грозившей смерти довести до конца начатое предприятие; но когда я снова думал о том, что предстоит еще тяжелое обратное плавание на родину и что, возможно, судьба "Рюрика" и жизни моих спутников зависят от моей собственной жизни, я почувствовал, что должен смирить честолюбие"7.


Великое открытие "Рюрика"

Впоследствии Коцебу написал несколько отчетов о своем плавании: сначала краткий, опубликованный в 1818 году, затем более подробный - в 1821-м8, каждый раз вынужденно пускаясь в оправдания своего решения9. Но хотя одна из важнейших целей экспедиции - отыскать морской путь из Берингова пролива в Атлантический океан вдоль берегов Северной Америки - не была выполнена, значение кругосветки трудно переоценить.

Участники трехлетнего плавания на "Рюрике" вынесли твердое убеждение: "Человек везде тот же - и просвещенный, и дикарь. И обитатель острова Румянцева, осеняемого пальмами, и житель земель, покрытых березами, склонившимися от снегов северных, суть дети общей матери, удаленные от ней некоторыми только обычаями"10. Двести лет назад это тоже было величайшим открытием - под стать великим географическим.

СУДОВОЙ ЖУРНАЛ

"Открыты множество островов и атоллов..."

Дата: 1815-1818

Командующий: Отто Евстафьевич Коцебу

Корабль: Бриг "Рюрик" (водоизмещением 180 тонн)

Маршрут: Кронштадт - Копенгаген - Плимут - Санта-Крус-де-Тенерифе - Флорианаполис - Консепсьон - Маршалловы острова - Петропавловск - Уналашка - Гавайские острова - Маршалловы острова - Гуам - Манила - Кейптаун - остров Святой Елены - Портсмут - Копенгаген - Ревель - Кронштадт

Цель: Обнаружить северо-западный морской проход со стороны Берингова пролива.

Результат: Главная цель не достигнута, но открыты множество островов и атоллов в Тихом океане, изучены побережья Америки и Азии в районе Берингова пролива; обнаружен и описан ископаемый лед.


1. Отправление "Рюрика" из Кронштадта // Сын Отечества. 1815. Ч. 23. N 31. С. 219.
2. Voyage pittoresque autour du monde offrant des portraits de sauvages d Ame] [rique, d Asie, d Afrique, et des les du Grand Oce] [an ... accompagne] [s de descriptions par M. le baron Cuvier et M. A. de Chamisso... le tout dessine] [ par M. Louis Choris. 1 e] [d. Paris, 1820. 2 e] [d. Paris, 1822.
3. Краткое известие о путешествии лейтенанта Коцебу, начальствовавшего кораблем Рюриком в третьем году его плавания (Извлечение из письма к его родителю) // Московские ведомости. 1818. 25 сентября. N 77. С. 2087.
4. Там же.
5. Там же. С. 134.
6. Краткое известие о путешествии лейтенанта Коцебу. С. 2085-2086 .
7. Kotzebue O. Entdedeckungstreise in die Sdsee und nach der Berings-Strasse zur Entdeckung einer nordstichen Durchfahrt, unternommen in Jahren 1815-1818. Weimar, 1821.
8. Путешествие в Южный океан и Берингов пролив для отыскания Северо-Восточного морского прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах иждивением Его Сиятельства, Господина Государственного Канцлера, Графа Николая Петровича Румянцева на корабле Рюрике под начальством флота лейтенанта Коцебу. СПб., 1821. Ч. 1.
9. Оправдание Г. Коцебу // Сын Отечества. 1822. Ч. 81. NN 4-5. С. 211 - 217.
10. Известия о плавании Рюрика. Письмо Натуралиста сей Экспедиции Г. де Шамиссо к Его Сиятельству Графу Н.П. Румянцеву // Сын Отечества. 1817. Ч. 36. N 9. С. 119.

...и еще девять русских кругосветок XIX века

Дата: 1803-1806, первое русское кругосветное плавание.

Командующие: Иван Федорович Крузенштерн (слева), Юрий Федорович Лисянский.

Флотилия: Трехмачтовые парусные шлюпы "Надежда" и "Нева".

Шлюпы "Нева" и "Надежда" у берегов Америки.

Маршрут: Кронштадт - Копенгаген - Фалмут - Санта-Крус-де-Тенерифе - Флорианополис - Остров Пасхи - Маркизские острова - Гавайские острова - Петропавловск - Нагасаки - Хоккайдо - Южно-Сахалинск - Ситка - Кадьяк - Гуанчжоу - Макао - Остров Святой Елены - остров Корву - Остров Флориш - Портсмут - Кронштадт.

Цель: Обогнуть земной шар.

Результат: Цель достигнута.

Описаны побережья Японии, Сахалина, Курильской гряды.

Впервые в мире проведены глубоководные исследования.


Дата: 1816-1819.

Командующий: Леонтий Андрианович Гагемейстер.

Флотилия: Корабли "Кутузов" и "Суворов".

Маршрут: Кронштадт - Копенгаген - Рио-де-Жанейро - Мыс Горн - Кальяо - Новоархангельск - Ситка - Мыс Доброй Надежды - Батавия - Портсмут - Кронштадт.

Цель: Доставить груз в Русскую Америку и урегулировать там административные вопросы.

Результат: Цель достигнута. В течение десяти месяцев Л.А. Гагемейстер управлял поселениями в Русской Америке, возобновил строительство крепости в Новоархангельске.


Дата: 1817-1819.

Командующий: Василий Михайлович Головнин.

Флотилия: Корабль "Камчатка".

Маршрут: Кронштадт - Портсмут - Рио-де-Жанейро - мыс Горн - Петропавловск - Новоархангельск - Монтерей - Гуам - Манила - Мыс Доброй Надежды - остров Святой Елены - Портсмут - Кронштадт.

Цель: Доставить груз в Охотск и Петропавловск.

Результат: Цель достигнута. Составлены описания северо-западного побережья Северной Америки.


Дата: 1819-1821.

Командующие: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Флотилия: Шлюпы "Восток" и "Мирный"

Маршрут: Кронштадт - Рио-де-Жанейро - Южная Георгия - Острова маркиза де-Траверсе (открыты экспедицией) - остров Завадовского (открыт экспедицией) - остров Лескова (открыт экспедицией) - остров Высокий (открыт экспедицией) - Южные Сандвичевы острова - остров Петра I (открыт экспедицией) - Земля Александра I (открыта экспедицией) - Южные Шетландские острова (многие острова экспедиция описала и положила на карту) - Рио-де-Жанейро - Кронштадт.

Цель: Доказать существование Антарктиды.

Результат: Цель достигнута. Открыты 29 островов.


Дата: 1819-1821.

Командующий: Захар Иванович Понафидин.

Флотилия: Корабль "Бородино".

Маршрут: Кронштадт - Копенгаген - Хельсингер - Рио-де-Жанейро - Мыс Доброй Надежды - Зондский пролив - Манила - остров Окинава - Новоархангельск - Мыс Горн - Рио-де-Жанейро - Копенгаген - Кронштадт.

Цель: Доставка грузов в Русскую Америку.

Результат: Цель достигнута. Открыты острова Бородино и Понафидин.


Дата: 1819 - 1822.

Командующие: Михаил Николаевич Васильев и Глеб Семенович Шишмарев.

Флотилия: Шлюпы "Открытие" и "Благонамеренный".

Маршрут: Кронштадт - Копенгаген - Портсмут - Рио-де-Жанейро - Мыс Доброй Надежды - Тасмания - Сидней - Петропавловск - Гавайские острова - Мыс Горн - Рио-де-Жанейро - Копенгаген - Кронштадт.

Цель: Найти путь из Тихого океана в Атлантику через Ледовитый океан.

Результат: Цель не достигнута, но открыта группа коралловых островов в районе архипелага Фиджи, открыт остров Нунивак вблизи Аляски, описаны мысы и заливы на севере Русской Америки.


Дата: 1826-1828.

Командующий: Федор Петрович Литке.

Флотилия: Шлюп "Сенявин".

Маршрут: Кронштадт - Копенгаген - Портсмут - Рио-де-Жанейро - Мыс Горн - Консепсьон - Вальпараисо - Ново-Архангельск - Гавайские острова - Петропавловск - Каролинские острова - Манила - остров Святой Елены - Портсмут - Кронштадт.

Цель: Научные и географические исследования.

Результат: Открыты острова Сенявина, составлено подробное описание островов Каролинского архипелага, островов Бонин. Собраны данные об океанических течениях, привезены более 1,5 тысячи экземпляров редких животных, гербарии, образцы горных пород.


Дата: 1852-1855.

Командующий: Евфимий Васильевич Путятин.

Флотилия: Фрегат "Паллада".

Маршрут: Кронштадт - Портсмут - мыс Доброй Надежды - Сингапур - Гонконг - Нагасаки - Манила - залив Де-Кастри.

Цель: Установление торговых и экономических отношений с Японией.

Результат: Цель достигнута. Открыты заливы Посьета, Ольги, острова Римского-Корсакова. Из-за поломок корабль оказался непригоден для путешествия, и экспедиция вернулась в Кронштадт на судне "Диана".

И. К. Айвазовский. Большой рейд в Кронштадте. 1836 год.


Дата: 1864-1866.

Командующий: Адольф Иванович Энквист.

Флотилия: Военный транспорт "Гиляк".

Маршрут: Кронштадт - мыс Горн - залив Де-Кастри - Владивосток - Малакский пролив - мыс Доброй Надежды - Кронштадт.

Цель: Доставка грузов на дальневосточные территории.

Результат: Цель достигнута. "Гиляк" стал последним российским военным парусником, обогнувшим земной шар.

Материалы загружаются
Пустая выдача