По мнению проректора МГППУ Андрея Милехина, профессиональный экзамен позволит начинающему педагогу выстроить планы своего профессионального развития.
- Практически в каждом регионе действует своя система аттестации. Например, в одном учитывается динамика образовательных результатов учеников, в другом упор сделан на количество представленных педагогом материалов и сертификатов. В результате в одном субъекте можно набрать 10 баллов по итогам аттестации, а в другом - 600, - рассказал Андрей Милехин. - Ключевой элемент действующей модели аттестации - оценка образовательных результатов учащихся. Однако такая оценка не всегда определяет вклад в эти результаты именно того педагога, который проходит аттестацию, не определяет уровень владения его профессиональными компетенциями, перспективы дальнейшего развития и роста.
"Необходимо разработать новую систему аттестации, в которой будет соблюдаться единый подход к оценке профессиональных компетенций учителя. И первой ступенью такой аттестации должен стать профессиональный экзамен, так называемый "вход в профессию". Экзамен должен соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога и федеральным государственным образовательным стандартам общего образования", - сообщается на сайте ОНФ.
Однако, как ранее говорила министр просвещения Ольга Васильева, новая система аттестации учителей уже проходит апробацию. Она станет обязательной в 2020 году.
- Сейчас в 19 пилотных регионах проходит апробация новой модели аттестации педагогов, важного элемента национальной системы учительского роста (НСУР), - рассказала министр в интервью ТАСС. - С чтением в началке у нас порядок. Но уже в пятом-шестом классах происходит обвал, и к концу школы ученики приходят нечитающими. Ситуацию надо исправлять. Внедряемая модель аттестации учителей - в помощь. В 2020 году она станет обязательной для всех.
Важный момент - проведение аттестации будет доступно "в два клика". Не будет никакого портфолио, сбора грамот, благодарностей, подтверждающих, что педагог хорошо учит детей. Поэтому для новой системы аттестации потребуется современная техническая база, которая сейчас внедряется в школах по всей стране. Об этом ранее заявляла заместитель министра просвещения Татьяна Синюгина.
Напомним, Национальная система учительского роста войдет в федеральный проект "Учитель будущего", который входит в нацпроект "Образование". Он во многом ключевой: не менее половины учителей должны пройти переподготовку. Будет и новая система карьерного роста. То есть не вертикальная: учитель-директор-завуч, а горизонтальная. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи. Но существующую систему повышения квалификации учителей, по словам Ольги Васильевой, никто "ломать" не собирается: ее приведут к "общему знаменателю", чтобы она работала на нацпроекты.