Массмедиа сегодня - это гигантская отрасль, которая включает традиционные печатные СМИ, радио, телевидение и множество интернет-ресурсов во всем их разнообразии. Ключевые задачи медиаиндустрии, выступая на форуме, обозначил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин. По его словам, за шесть лет необходимо увеличить объемы рынка с 530 до 700 миллиардов рублей, причем без учета господдержки, которая составляет более 100 миллиардов рублей ежегодно.
- Мы исходим из того, что индустрия может нормально существовать только тогда, когда она в состоянии сама себя прокормить, без посторонней помощи, - подчеркнул заместитель министра.
Нарастить доходы планируется за счет борьбы с пиратством и увеличения доли потребления легальной продукции, роста расходов населения на медиаконтент, повышения привлекательности медиаресурсов, а также расширения географии сбыта.
Еще одной точкой роста замминистра видит увеличение производительности труда в сфере медиаиндустрии. Сегодня медиасфера в этом плане отстает от других отраслей экономики: в среднем выработка одного журналиста составляет около миллиона рублей в год (в печатных изданиях - 600 тысяч). При этом есть успешные блогеры, имеющие многомиллионные заработки. К слову, в министерстве их считают полноценными участниками медийного рынка и призывают коллег учиться у них коммерции.
Впрочем, есть регионы, где зарабатывать умеют не только блогеры и издания областного уровня, но даже районные газеты, которые всегда считались по определению дотационными. В Челябинской области 15 лет назад пошли на эксперимент: вся муниципальная пресса здесь была переведена в статус автономных некоммерческих организаций (АНО), что позволило редакциям заняться бизнес-планированием и наладить диалог с рекламодателями. Эта организационно-правовая форма позволила повысить их финансовую устойчивость и исключила какое-либо давление со стороны местных властей (учредителей) или инвесторов.
- Все решения принимаются советом АНО, куда обязательно входят представители муниципалитета, области и редакции, - поясняет начальник управления пресс-службы и информации правительства Челябинской области Дмитрий Федечкин, который инициировал в свое время реформу районных СМИ.
По его словам, такой формат работы позволяет избегать принятия однобоких решений по спорным вопросам и выполнять широкий спектр экономических задач. Для "аношек" открываются возможности участия в конкурсах на получение федерального финансирования. Также часть затрат им субсидирует бюджет Челябинской области, а в прошлом году введена еще одна форма поддержки - областные гранты.
Продвигать законодательные инициативы южноуральским журналистам гораздо проще, чем иным коллегам из других регионов, поскольку в структуре областного парламента сохранен комитет по информационной политике. Во многом благодаря его работе власть не только "слышит" журналистов, но и находится с ними в режиме диалога.
Создание благоприятных условий для развития СМИ на уровне региона способствует росту конкурентоспособности местных медиа, считает председатель комитета по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Торгово-промышленной палаты РФ Игорь Потоцкий.
- У региональных изданий есть фора - местная повестка: они информируют читателей о жизни своего города, района, села, - говорит он. - Но при этом важно развивать компетенции и профессиональный уровень журналистов.
На Урале есть своя кузница журналистских кадров. По словам декана факультета журналистики Южно-Уральского госуниверситета Людмилы Шестеркиной, учебный процесс и образовательные программы перестраиваются таким образом, чтобы студенты, заканчивая обучение в вузе, были готовы к работе в условиях трансмедийности.
- Важно, чтобы региональные СМИ в этих условиях нашли свое место, именно это сделает их конкурентоспособными по отношению к федеральным, - уверена декан. - В последнее время прослеживается хорошая тенденция: все больше наших выпускников остаются в регионе и работают они на высоком уровне.
Борис Дубровский, губернатор Челябинской области:
- Органы власти Челябинской области открыты для СМИ. Мы заинтересованы, чтобы вся информация о нашей деятельности доходила до жителей региона. В свою очередь, мы и сами немало информации черпаем из СМИ. Пресса замечает узкие места, проблемы людей, которые не смогли достучаться до чиновников или не знают, куда обратиться со своими вопросами. И мы признательны журналистам за такую информацию.