Новая Третьяковка: "Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех"
Большие выставочные залы Третьяковки на Крымском валу обычно предоставляются для развернутых ретроспектив классиков русского искусства XIX - начала XX веков. Впервые в этом пространстве выставляются современные концептуальные художники, создатели жанра "тотальной инсталляции" - Илья и Эмилия Кабаковы, что лишний раз отражает и их статус живых классиков, и стремление Третьяковки двигаться в ногу со временем.
Выставка с тревожным названием "В будущее возьмут не всех" - международный проект, который уже представляли в Лондоне и в Санкт-Петербурге. Название отсылает к инсталляции 2001 года, посвященной новому искусству и занимающей центральное место в экспозиции.
Известные во всем мире работы Ильи и Эмилии Кабаковых у российского зрителя находят особый отклик: художники снова и снова обращаются к переосмыслению советской эпохи, находя в ней все новые поводы для творческого высказывания о будущем человечества. Ретроспектива охватывает 60 лет творчества: от ранних графических работ Ильи Кабакова до инсталляций последнего времени.
Адрес: Крымский вал, 10. До 13 января 2019 г.
В будущее возьмут не всехГМИИ им. А.С. Пушкина: Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо
В Москву приехали 135 работ японских мастеров живописи и гравюры, относящихся к периоду Эдо (XXVII-XIX век). Уникальная возможность увидеть их под крышей ГМИИ им. Пушкина появилась благодаря перекрестному году России и Японии. Большинство работ являются знаковыми для японского искусства, крайне редко покидают пределы страны и, соответственно, впервые выставляются в России. Два произведения обладают статусом "Национальное сокровище", девять имеют статус "Особо ценный объект культуры" и шесть -"Особо ценный предмет искусства".
Эпоха Эдо стала своего рода Ренессансом для Японии: страна жила в мире и относительной стабильности, а обстановка благоприятствовала развитию искусств. В то время появились новые сюжеты, художники экспериментировали с традиционными жанрами живописи. На выставке в Пушкинском представлено все разнообразие художественных форм японского искусства той поры: живопись на бумаге и шелке, гравюры укиё-э, расписные ширмы, рукописные свитки с изящными пейзажами, выразительными портретами и забавными городскими сценками. Их смысл не всегда понятен современному зрителю, но искрометный юмор и живость изображения надолго пережили свое время. Выставка проходит в два этапа: в конце сентября произойдет полная смена экспозиции. Это связано с тем, что, согласно принятым в Японии стандартам, хрупкие экспонаты не могут находиться в выставочных залах более 4-х недель.
Адрес: Главное здание ГМИИ им. А.С.Пушкина, Волхонка, 12. С 4 по 30 сентября и с 3 по 28 октября.
Живопись и гравюры эпохи ЭдоИнститут русского реалистического искусства: "Нисский. Горизонт"
Институт русского реалистического искусства - музей для Москвы относительно новый. Он находится чуть в стороне от основных городских маршрутов, на территории бывшей ситценабивной фабрики, где теперь расположен деловой центр. Георгий Нисский - один из самых известных советских художников 50-х - 60-х годов ХХ века. Многим он известен с раннего детства по репродукции картины "Подмосковеая рокада" в букваре, а его работа "Над снегами" из постоянной экспозиции музея - самая дорогая работа из всего советского реалистического искусства. Однако, проследить весь путь становления и расцвета художника, познакомиться с работами его кумиров и последователей, увидеть никогда ранее не экспонировавшиеся архивные документы, можно будет едва ли не впервые за несколько десятков лет. Работы, представленные на экспозиции, собирали в 23 музеях и по частным собраниям. В них нашли отражение все увлечения Георгия Нисского - атлета, яхтсмена и путешественника, все радости, тревоги и значимые события XX века. Классические русские пейзажи преображаются в тревожные, суровые, почти мистические пространства, а приметы индустриального века - дороги, мосты, семафоры и самолеты - обретают новые смыслы.
Адрес: Дербеневская улица, д. 7, стр. 31. До 27 января 2019 г.
Нисский.ГоризонтВДНХ: "Рерихи. Сохраняя культуру"
Реликт советской эпохи - огромная территория ВДНХ - в последние годы активно развивается и становится важной площадкой для культурных событий. 4 сентября в обновленном павильоне "Здравоохранение" открылась масштабная выставка работ художественной династии Рерихов. Экспозиция подготовлена Музеем Рерихов и Государственным музеем искусств народов Востока, отмечающим свое 100-летие. Выставка уникальна, не в последнюю очередь, количеством и разнообразием экспонатов: более 300 живописных работ Николая и Святослава Рерихов, восточная скульптура, тибетские иконы и ценные архивные документы. Среди последних - путевые дневники из экспедиции Николая Рериха в Центральную Азию в 20-х года XX века и его переписка с Далай-Ламой XIII. Помимо этого, здесь представлены лучшие образцы творчества Николая Рериха, сотни этюдов его знаменитой "Гималайской серии", а также работы индийского периода Святослава Рериха. К слову, в скором времени на ВДНХ разместится постоянная экспозиция Музея искусств народов Востока, которая станет частью Музейного города ВДНХ.
Адрес: ВДНХ, павильон №13 "Здравоохранение". До 15 октября.
Рерихи. Сохраняя культуруМузей современного искусства "Гараж": "Ткань процветания"
Начало нового сезона и год своего десятилетия "Гараж" в Парке Горького отмечает оригинальной выставкой, посвященной одежде в искусстве - вне контекста модной индустрии. Проделав грандиозную работу, ее кураторы собрали творения более 40 художников с пяти континентов и увязали разные по стилям и эпохам произведения в единую стройную концепцию. Название выставки отсылает к философу XVIII века Иеремии Бентаму, мечтавшем о достижении справедливого устройства общества через универсальный "принцип полезности". Экспозиция ставит ряд актуальных в наши дни вопросов: а что, если исключить из разговора об одежде тему моды? Как влияет униформа на сознание и паттерны поведения современного человека? Как экономические и гуманитарные катастрофы нашего времени находят свое отражение в индустрии производства и потребления одежды?
Среди безусловных хитов выставки - коллекция американских бомберов с классической японской вышивкой художника Юитиро Тамуры; инсталляция из чучел лисиц в якобинских колпачках - она посвящена эпохе террора Великой французской революции; забавная инсталляция "Бесконечное сари" с отрывком из индийского сериала по "Махабхарате". Отдельного внимания достойна униформа смотрителей: лоскутные костюмы модельера Тиграна Аветисяна были созданы специально к выставке из одежды, забытой посетителями химчисток Санкт-Петербурга.
Адрес: ул. Крымский Вал, 9, стр. 32. До 27 января 2019 г.
Ткань процветания