Выяснить, кто стоит за пакостями, Джеймса Бонда уже не пошлешь. Из оставшихся вариантов - только несколько старичков и Джонни Инглиш, ныне из практиков перешедший в теоретики. Он теперь учит детишек шпионским премудростям в неком шпионском аналоге Хогвартса и в том немало преуспевает, надо сказать.
В результате очередного припадка недотепства Джонни Инглиша все ветераны из дела выбывают, и миссия по спасению мира (то есть Великобритании, что в контексте одно и то же) целиком ложится на него и его старого напарника Бафа. В то время как премьер-министр, которой имя не придумали, и поэтому мы будем звать ее просто Эмма Томпсон, очертя голову влюбляется в миллиардера из Кремниевой долины Джейсона, главу IT-корпорации.
То есть не буквально влюбляется, а почему-то вбивает себе в голову, что он и его идеи - вернейшее решение всех ее проблем. А идеи его - азимовского масштаба: предоставить управление всеми процессами и системами, включая те же лондонские светофоры, искусственному интеллекту. Который, в свою очередь, подчиняется ему. Короче, дура она какая-то. В погоне за прогрессом не замечает под носом злодея.
Зато Джонни Инглиш ни за каким прогрессом не гонится, совсем наоборот: предпочитает с новыми технологиями не связываться, вместо этого орудуя старыми проверенными инструментами. На ярко-красном ретроавто под ласкающее слух рычание мотора он отправляется колесить по Европе в компании верного друга, и чем дальше, тем громче их приключения пересвистываются с известным романом Хантера Томпсона.
"Страх и отвращение" пропитано чувством тоски двух стареющих наркоманов по бешеному драйву и вседозволенности безвозвратно ушедших шестидесятых, которое и заставляло их залпом употреблять все то, что они там употребляли. "Джонни Инглиш 3.0" - тоже примерно об этом: "У нас было две пары магнитных ботинок, часы с удавкой, надувная коробка из-под обуви, упаковка сильнейшего энергетика в таблетках, несколько комплектов ракет различного назначения и целое множество взрывных мармеладок всех сортов и расцветок. Не то чтобы это был необходимый запас для поездки, но если начал собирать шпионские прибамбасы, становится трудно остановиться".
В отличие от Рауля Дюка и Доктора Гонзо, Джонни Инглиш и Баф не просто цепляются за прошлое и рефлексируют, сознательно или бессознательно, а деятельно борются с наступающим будущим. Зачастую неуклюже и где-то при помощи случая, а не навыков (впрочем, Итану Ханту сказочное везение не мешает считаться крутым суперагентом), но более чем успешно. Более того: их борьба в данном случае полностью оправдана - в силу заложенного в фильме алармистского послания насчет опасностей, которые сулит растущее влияние всяких гуглов-шмуглов, эпплов-шмэпплов и илонов масков.
Опасности эти состоят, помимо всего прочего, в потере национальной идентичности - британской, в частности. Эмма Томпсон, второй человек в некогда одной из величайших империй, унизительно лебезит перед каким-то самодовольным выскочкой с модными гаджетами, автопарк легендарной разведки уставлен безликими азиатскими машинами - унылое, безрадостное зрелище. На этом фоне в особенно выгодном свете предстает Джонни Инглиш, готовый расстрелять велосипедистов артиллерийским огнем, потому что "это не спортсмены, а французы, вставшие на пути у секретной службы Ее Величества".
Несколько сбивает с толку в свете нынешних отношений Великобритании и России то, что существенную поддержку героям оказывает русская шпионка с красивым именем Офелия Пуляева. И еще - то, что в самом тонком комическом эпизоде, когда Джонни Инглиш, нацепив доспехи, детально повторяет чудо Святого Георгия - разит мечом змия в облике навороченного смартфона, на заднем плане Офелия (французская украинка Ольга Куриленко, кстати) в красном платье изображает спасенную Победоносцем дочь нечестивого царя. Под поверхностью одной этой странной шутки таится столько неожиданных уровней, что копать устанешь. Тем удивительнее, как она попала в эту на первый взгляд бесхитростную, откровенно туповатую комедию (хотя на самом деле она не такая уж и бесхитростная и совсем не туповатая, так что ничего удивительного).
Роуэн Аткинсон, известный всему миру в первую очередь как мистер Бин, тоже ведь ходячий анахронизм - подобно его персонажу, обыгрываемым в фильме штампам шпионского жанра и, наконец, тому юмору, олицетворением которого Аткинсон является. Казалось бы, все эти шутки безнадежно устарели, они предсказуемы и потому должны быть неэффективны, как отсыревший порох. И тем не менее этот порох взрывается, причем оглушительно. Положим, не все шутки действительно хороши, но когда точно знаешь, чем шутка закончится, прекрасно осознаешь ее невозможную глупость, и она все равно каким-то образом вызывает смех, это признак настоящего высококлассного мастерства исполнения.
4.0