Зарядили молоком
Напомним, "премьера" автоматизированной продажи молока в екатеринбургских магазинах состоялась в 2016-м и оказалась неудачной. Молокоматы торговали вкуснейшим разливным молоком, которое после дойки только пастеризовалось. По договору с вендинг-оператором молоко в канистрах поставляла агрофирма из поселка Арти. Увы, автоматы проработали меньше месяца. Во-первых, подвели буренки, дающие слишком жирное молоко: сливки забивали внутренности машины. Во-вторых, оператору не удалось наладить качественную очистку 100-литровых емкостей (перед "зарядкой" новой порцией молока их необходимо не просто мыть, но и обрабатывать паром, для чего нужен отдельный цех), и продукт, естественно, быстро скисал. Недовольный покупатель от молокоматов отвернулся, агрофирма, чтобы не портить репутацию, отказалась от поставок.
- Возить емкости из-под разливного молока на очистку из Екатеринбурга за 200 километров невыгодно экономически, потому на сей раз мы решили предложить покупателю фасованное молоко, - говорит инициатор попытки номер два и владелец одного из крупнейших среднеуральских молокозаводов Юрий Окунев. - У нас своя специфика - мы торгуем "скоропортом". Продукт довольно дешев, поэтому затея не особенно рентабельная - не столько бизнес, сколько имиджевый проект, о расширении которого речи пока нет. К тому же у нас нет такой культуры вендинга, как в Японии, где автоматы продают все, что угодно.
Опасны климат и вандалы
По данным Российской ассоциации автоматизированной торговли, в нашей стране на вендинг приходится лишь один процент розничных продаж при комфортном среднемировом уровне в пять процентов. Так что потенциал развития у рынка имеется - и не только в России: по мнению экспертов, за ближайшие пять лет глобальный рынок автоматизированной розницы удвоится при 20-процентном ежегодном среднем приросте.
- Торговый автомат - тот же гаджет, а современные люди любят общаться с гаджетами, - объясняет секрет популярности Ольга Синицына, заместитель директора уральской компании по продаже и аренде автоматов. - По моим ощущениям, мы находимся на старте перед мощным рывком. Судите сами. Проблемы, тормозящие этот вид бизнеса, постепенно решаются. С 2015 года в России существенно выросло производство торговых автоматов, сейчас на рынке их больше половины. Рынок регулируется: с первого сентября вступил в силу новый стандарт работы вендинговых автоматов для скоропортящихся продуктов, созданный по образцу передового немецкого ГОСТа. Летом приняты поправки в закон, которые прояснили использование касс в вендинговом бизнесе (теперь разрешено подключать несколько автоматов к одной облачной кассе).
Специально под новый закон, обязавший вендинговые компании устанавливать онлайн-кассы, в Санкт-Петербурге производитель автоматов открыл ферму онлайн-касс - аналог дата-центра, куда через модемы поступают данные о продажах, а затем передаются в налоговую службу (инвестиции составили 18 миллионов рублей, из которых десять - стоимость оборудования, планируемый срок окупаемости - два года). К ферме уже подключены более десяти тысяч торговых автоматов, их владельцы - около ста компаний - платят абонентскую плату.
Сейчас, отмечают эксперты, развитие вендинга тормозит медленный интернет. Скажем, в Свердловской области 1158 населенных пунктов, где отсутствие интернета подтверждено официально (они избавлены от обязательного использования онлайн-касс).
Но если широкополосный интернет обещают уральской глубинке в ближайшей перспективе, то избавиться от других препон - сурового климата и вандалов - намного сложнее и дороже. В той же Японии автоматы можно встретить даже в бамбуковых чащах, а в России их приходится прятать "под крышу" - в тепло и для безопасности. Схожие устройства - уличные банкоматы - постепенно демонтируют, ведь большинству россиян известно, как они "чудят" при температуре ниже минус 25. Тем не менее, по прогнозам экспертов, в ближайшей перспективе автоматы "атакуют" киоски, и через пять лет треть уличной торговли станет автоматизированной.
Вандализм остается существенным фактором риска, который увеличивает издержки бизнеса за счет страховки. Из-за низкой культуры потребителей опасными для автоматов становятся, например, школы - заведения, казалось бы, обещающие хорошую выручку.
- Просто ужас, что там творится, - рассказывает предприниматель Максим Мингалев. - В автоматы пихают все подряд - от разных монет и бумажек до вилок, тросиков и линеек. Ломают монтировками, которые, видимо, из дома приносят.
На пике спроса - кофе и бахилы
Вендингом Максим занимается больше десяти лет. По его наблюдениям, екатеринбургский рынок, пережив в 2008-м нашествие федеральных игроков и "кофейные войны" - вытеснение одних кофематов другими, сейчас успокоился и "устаканился": федералы захватили образцовые для вендинга места - вокзалы, аэропорт и вузы, оставив другим игрокам простор для предпринимательской инициативы. Непомерно раздутые фирмы, устанавливавшие, например, по 300 автоматов с жевательной резинкой, на рынке не удержались, так как расходы на обслуживание съедали выручку. Устоял диверсифицированный малый бизнес, не складывавший все яйца в одну корзину - с разнообразным "пакетом" автоматов: кофейными, снековыми, разменными и другими.
Кофематы и автоматы по продаже снеков и воды пользуются наибольшей популярностью у инвесторов вендингового бизнеса, они занимают 70 и 20 процентов екатеринбургского рынка соответственно.
- И это неудивительно по причине высокой маржинальности торговых терминалов, - объясняет доцент уральского университета Ирина Якунина.
По ее данным, наценка на кофе в автомате может доходить до 200 процентов, на снеки - до ста, так что окупаемость обеспечена через год. По словам ученого, одна из главных характеристик рынка вендинга - подвижность. Вендор, как у Шуберта, "в движении жизнь ведет" - перевозит автоматы в поиске хлебного места. Оно может быть неочевидным: скажем, по соседству с кофейней - кофе из автомата зачастую выигрывает конкурентную борьбу. Точки локации имеют важное значение - чтобы расходы на логистику не превысили прибыль. Предприниматели ласково называют свои автоматы "копилками", но, чтобы бизнес развивался, и они требуют внимания - регулярной заправки и техобслуживания.
Сейчас, отмечает Якунина, уверенно наращивают долю в общем объеме автоматы с непродовольственными товарами. В этой группе с большим отрывом лидируют простенькие механические вендоры по продаже бахил, установленные почти во всех российских медучреждениях. Кстати, оборудование для этой ниши в основном отечественное и стоит сущие копейки. На втором месте машины, продающие газеты и журналы. Неожиданно "выстрелили" автоматы для мгновенной печати фотографий с электронных носителей или из соцсетей, с которыми синхронизировано их программное обеспечение. Другие новинки на этом рынке -вендинговые автоматы по продаже цветов, свежевыжатых соков, воды, которые появились в элитных жилых комплексах, массажные кресла, а также терминалы для чистки обуви.
Кстати
Япония занимает первое место по количеству торговых автоматов на душу населения: здесь приходится один автомат на каждые 20 человек, в США - на 30, в Европе - на 110 человек, в России - на 100 тысяч человек. По данным национальной ассоциации, японские вендинг-операторы зарабатывают около 46 миллиардов долларов в год, доля автоматизированной торговли в рознице превышает 70 процентов. Одной из главных причин тотальной автоматизации розницы в этой стране считают нехватку площадей. В японских автоматах продают все - от кустового салата или галстуков до автомашин. На днях в Хиросиме установили первый в мире пиццемат, который на глазах изумленной публики за пять минут сам готовит пиццу.