Так называемая "мусорная" концессия стала одним из самых спорных проектов в Новосибирской области. Удалось ли достичь компромисса в вопросе о размещении полигонов для ТКО на территории области?
Лариса Анисимова: Споров, действительно, много, они продолжаются до сих пор. Но никто не возражает против того, что такие полигоны нужны Новосибирской области, как воздух. Это можно понимать и в буквальном смысле, ведь в районе двух действующих полигонов уже просто невозможно дышать. Их нужно закрывать, рекультивировать, создавая на этих участках зеленые зоны. Что же касается размещения новых объектов, то этот вопрос, как и многие другие, связанные с введением территориальной схемы обращения с отходами, будет широко обсуждаться.
Обязательно будут проводиться общественные слушания. Губернатор Новосибирской области Андрей Травников заявлял, что концессионное соглашение не будет реализовано в том виде, в котором оно существует сегодня. И сейчас идет поиск компромиссов. Наша компания как концессионер уже согласилась на ряд изменений в пользу концедента (тот, кто предоставляет концессию. Прим. ред.) и населения региона: например, на снижение минимальных гарантированных объемов, предусмотренных концессией, а также на увеличение процента отбора полезных фракций.
Как вы оцениваете территориальную схему обращения с отходами. Будет ли она эффективна?
Лариса Анисимова: Считаю, что наша схема - одна из самых проработанных в России. Просчитано, где и сколько нужно построить объектов, какими мощностями они должны обладать для того, чтобы система обращения с отходами заработала эффективно. Эта схема - оптимальная база для развертывания деятельности регионального оператора с расчетом затрат, которые необходимы со стороны региона и инвесторов.
Однако схема нуждается в некоторых изменениях. В частности, в нее включено несколько полигонов, которые не входят в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). В соответствии с требованиями федерального законодательства, на таких объектах размещать отходы запрещено. К сожалению, с нехваткой полигонов, соответствующих требованиям, столкнулись операторы практически во всех регионах России.
Уже известно, какими будут тарифы на вывоз ТКО? Сколько будут платить новосибирцы?
Лариса Анисимова: Тариф для населения пока не определен, прежде необходимо провести конкурс на транспортирование ТКО.
Основное требование к транспортным организациям в этой сфере - это наличие действующей лицензии на транспортирование твердых коммунальных отходов в любом из субъектов федерации. Кроме того, транспортные средства, находящиеся в собственности компании, должны не только соответствовать всем заявленным условиям, но и быть оснащенными системой ГЛОНАСС, чтобы региональный оператор мог отследить путь транспортного средства, его остановки и не допустить отклонений от маршрута, указанного в территориальной схеме. Каждая транспортная организация, которая будет отобрана по итогам конкурса, будет выполнять рейсы на определенные полигоны.
Каковы перспективы полигонов, существующих вблизи мегаполиса?
Лариса Анисимова: В непосредственной близости от Новосибирска расположены два крупных полигона - Хилокский и Гусинобродский. Последний вообще находится в черте города, что является нарушением законодательства. Сейчас местные власти и компания, отвечающая за содержание Гусинобродского полигона, стараются не допустить его закрытия - ведь он принимает до 40 процентов всего объема городских отходов. Этот объект должен действовать до того момента, когда будут введены в строй новые полигоны. Иначе наступит настоящий коллапс.
В то же время надо понимать, что ресурс Гусинобродского объекта практически исчерпан, а санитарно-защитная зона сократилась до недопустимых размеров, кое-где - менее 150 метров. По закону она должна быть не менее 500 метров для любого полигона, а для таких крупных объектов, как Гусинобродский, как минимум тысяча метров. О применении экотехнологий там даже говорить не приходится, ни о каких геозащитных мембранах полвека назад, когда создавался объект, не знали. Возникает проблема с установкой сортировочной линии - санитарно-защитная зона для нее тоже должна быть не менее 1000 метров. Максимум, что там можно сегодня делать, это пересыпать слои привезенных отходов грунтом и уплотнять с помощью бульдозеров. При таком подходе внутри этой огромной кучи нередко возникает горение, которое очень сложно ликвидировать. Неприятный запах, отравленный едким дымом воздух, груды мусора в непосредственной близости от населенных пунктов, стаи птиц, питающихся отходами, - от всего этого мы должны уйти. Однако жители города и области, представители общественных организаций, видя эту неприглядную картину, предполагают, что и новые полигоны будут такими же. Но это в корне неверно.
Возможность размещения полигонов вблизи населенных пунктов их жители воспринимают, мягко говоря, без энтузиазма. Можно ли их переубедить?
Лариса Анисимова: Как раз из-за негативного образа свалки, который сложился в нашем сознании, и возникает самая большая проблема. Она характерна для любого региона, не только для Новосибирской области. Перспектива появления даже суперсовременного полигона поблизости от населенных пунктов или дачных поселков вызывает отторжение, и это вполне объяснимо. Нужно выстраивать диалог с людьми, демонстрировать им возможности современных технологий. Но в первую очередь необходимо продумать, как компенсировать людям возможные неудобства, как заинтересовать их. Такие возможности у региональной власти есть.
Во-первых, муниципальному образованию можно выделить дополнительные средства для решения острых коммунальных проблем, помочь построить дорогу в обход полигона. Можно включить населенный пункт в первую очередь реализации различных госпрограмм, например, субсидировать газификацию. Был бы диалог, а инструменты, которые помогут сбалансировать ситуацию, найдутся. Собственно, в этом и заключается задача рабочей группы, которая объединяет представителей законодательной и исполнительной ветвей власти, общественников, специалистов в смежных областях.
По какой системе будут действовать новые полигоны?
Лариса Анисимова: Согласно территориальной схеме, Новосибирская область поделена на восемь зон, каждая из которых объединяет несколько районов. В первую очередь мы говорим о необходимости возведения двух крупнейших полигонов в пределах Новосибирской агломерации, где проживает порядка двух миллионов человек. Они должны быть расположены на разных берегах Оби, чтобы не загружать перевозками мосты. Поступающий на полигоны мусор будет проходить через сортировочные линии, где отделят пластик, стекло, все, что можно пустить на вторичную переработку, а также пищевые отходы.
Сейчас решается вопрос, куда направить материалы, пригодные для переработки. Пластик можно использовать для производства новой тары или синтепона, на вторичном использовании стекла специализируется завод "Экран", но нужно найти применение макулатуре и ряду других материалов. Желательно, чтобы перерабатывающие мощности строились на территории Новосибирской области и, в свою очередь, давали экономический эффект. Что касается пищевых отходов, органики, то самый оптимальный вариант - компостирование. Но в любом случае будут оставаться так называемые "хвосты", то есть отходы, которые непригодны для переработки.
"Хвосты" придется где-то хранить?
Лариса Анисимова: Сейчас существуют технологии, которые позволяют безопасно для экологии размещать такие отходы. Самый перспективный, на мой взгляд, способ - брикетирование. Эта технология в течение нескольких лет используется в Германии, причем там ведется постоянный мониторинг влияния на окружающую среду, и результаты отличные. Отходы, которые невозможно переработать, прессуются в аккуратные кубы, обтягиваются полиэтиленом, который, к слову, также можно производить из вторичного сырья, и укладываются ровными слоями в котлован, поверх геозащитного слоя. Никаких стай птиц, запаха, вреда подземным водам и всего прочего. Все чисто и аккуратно. Поступающий на полигоны мусор будет проходить через сортировочные линии, где отделят пластик, стекло, все, что можно пустить на вторичную переработку, а также пищевые отходы.
Лариса Анисимова: Институты Академгородка предлагают различные решения "мусорной" проблемы. Утвержденные условия обращения с отходами в области исключают термическую обработку в рамках двух крупнейших полигонов, но это не значит, что такой способ утилизации не может быть использован вовсе. В будущем на территории некоторых зон, особенно в отдаленных районах, могут быть применены результаты перспективных научных исследований.