24.09.2018 18:58
Экономика

ЦБ разъяснил порядок реабилитации клиентов-отказников

ЦБ разъяснил порядок реабилитации клиентов-отказников
Текст:  Игорь Зубков
Российская газета - Федеральный выпуск: №213 (7676)
Клиенты банков, которым было отказано в открытии счета или проведении операции, могут обжаловать это решение независимо от срока давности. Механизм реабилитации распространяется на решения, принятые с 30 июня 2013 года, то есть с дня вступления в силу закона, обязавшего банки отказывать в обслуживании при наличии подозрений, что клиент "отмывает" денежные средства.
Читать на сайте RG.RU

Об этом говорится в письме зампреда Банка России Дмитрия Скобелкина с разъяснениями вопросов применения закона 115-ФЗ. Механизм реабилитации клиентов из "черных списков", которые ЦБ регулярно доводит до всех кредитных организаций, действует с 30 марта.

ЦБ разъяснил, что банки обязаны раскрывать причины отказа клиенту в объеме, достаточном для подачи документов на реабилитацию. Решение комиссии при ЦБ о реабилитации по одному случаю отказа в одном банке не распространяется на другие отказы.

Как заемщикам взять кредитные каникулы в банке

Между тем межведомственная комиссия при Банке России по исключению отказников из "черного списка" за почти пять месяцев своей работы (с 17 апреля) вынесла лишь семь решений в пользу клиентов, рассказали "РГ" в ЦБ. Еще по девяти жалобам отказано в реабилитации, по одному обращению отказ пересмотрен в пользу клиента до решения комиссии. На рассмотрении было семь жалоб.

Всего в комиссию поступило 358 обращений, но основная часть не была принята к рассмотрению, поскольку либо касалась вопросов, не связанных с отказами по основаниям "антиотмывочного" законодательства (203), либо заявители не попытались перед этим обратиться с реабилитирующими документами в банк, с подачи которого оказались в "черном списке" (118). Еще 13 отказников не представили все необходимые документы в комиссию.

Процедура исключения из списков отказников введена в ноябре 2017 года, с марта она состоит из двух уровней (банк и апелляционная инстанция - комиссия при ЦБ) после жалоб клиентов, столкнувшихся с автоматическими отказами в банках, хотя ЦБ рекомендовал использовать факт наличия фирмы или фамилии в списке лишь как один из факторов для оценки рисков. В списки клиенты попадали и по техническим причинам, например из-за просроченного паспорта.

Долги и кредиты Центральный банк