Штейнзальц живет в Израиле. В Москву прилетает часто. В один из прилетов научное сообщество столицы приветствовало его в институте космических исследований Академии наук. Здесь Штейнзальц прочитал памятную лекцию: "Естественные науки, математика и религия". Лекция, как и книги Штейнзальца, была тут же переведена на основные языки мира. Знакомство с Адином организовали мои друзья. Встреча произошла на берегу Черного моря, под Батуми. Мы ходили по ветреному берегу.
Море шумело. Мысли Адина были бесшумны. Я спрашивал. Он отвечал. Недавно он закончил очередную работу - "социологию невежества". Социология невежества по Штейнзальцу - это не перевернутое отображение социологии знаний. И не простая необразованность. Речь о невежестве, которое обществом создается осознанно. Есть сферы, в которых сохранение невежества, сокрытие знаний, абсолютно необходимо. Военная сфера, например, политика, религия. Есть множество вещей, о которых лучше не знать. Порнография, ядерные технологии и т.д. Есть, по Штейнзальцу, намеренное невежество, отвергающее нерелевантное знание. Есть невежество, искажающее интеллектуальную систему, которой придерживается определенное общество. Итог: пять видов оправданий, которые невежеству стоит дать. Улавливаю основную черту собеседника: он не признает ничего непознаваемого. Он должен познать все... Прежде всего - человека. Адин убежден: чтобы существовать - надо творить. Единственная сила, непрестанно противодействующая энтропии, тенденции мира исчезнуть, сравняться с нулем - это человек, его творение. Я журналист. Мой инструмент - Слово. Что думает о Слове Штейнзальц? Он думает, что Слово - это комбинация многих сил. А произнесение Слова - это появление чего-то нового, сотворение.
Мысль - подарок в последний вечер: "Когда не делаются лучше, становятся хуже".
Ключ ко всему, что существует в мире.