Ни ковра, ни ванны
"Москвичи стали меньше обращать внимания на красоту интерьера, а больше - на его эргономичность и функциональность", - уверена руководитель дизайнерской мастерской "Дом солнца" Оксана Цымбалова. Раньше, например, кухонная мебель устанавливалась по единому стандарту, отчего хозяйки маленького роста подходили к посудным шкафам на цыпочках, а высокие горбились у разделочной зоны. Теперь кухня наполняется мебелью не по стандартам, а с учетом роста хозяев. Есть в семье левша? Для него попросят установить "леворукие" выключатели и розетки. Еще люди стали просчитывать, что лично им удобнее - ванна или душевая кабина? И смело меняют одно на другое, если видят в этом необходимость. "Большое значение стали придавать и экологичности материалов, все больше людей хотят, чтобы их жилище было не только удобным и красивым, но и экологически безопасным", - продолжает дизайнер.
Что касается интерьеров, то тут, утверждает Оксана Цымбалова, явно прослеживается тенденция к минимализму. Особенно среди тех, кто много путешествует. Люди, балующие себя поездками, волей-неволей обращают внимание на интерьеры, в которых проводят отдых, а они, особенно в Европе, достаточно лаконичны. А еще путешественники отказываются от телевизоров во всех комнатах, оставляя один на квартиру, что, впрочем, тоже легко объяснимо - мобильный человек не будет проводить много времени, уткнувшись в телеэкран. Ему более интересна смена картинки вокруг, а не внутри телевизора.
Роботы и гаджеты
Телевизоры вообще стремительно покидают квартиры москвичей, заявили "РГ" в городском департаменте информационных технологий. "Их нет уже в каждой десятой семье", - говорит руководитель направления "Аналитика" ДИТ Москвы Иван Бутурлин. Еще несколько лет назад телевизоры были практически у всех, а сейчас предпочтения горожан все больше смещаются в сторону мобильных устройств и портативных компьютеров, особенно среди молодежи. Покидают жилища пользователей и стационарные компьютеры - по данным совместных исследований, проведенных аналитиками департамента информационных технологий и компании Avito, их стали приобретать почти в три раза реже, чем в прошлом году. На 17% упали продажи электронных книг, на 16% - игровых приставок.
Зато каждая десятая московская семья пользуется роботом-пылесосом - его продажи за год выросли на 23%. И 15,4% москвичей планируют приобрести этот товар в ближайшее время. На 27% чаще граждане стали покупать фитнес-браслеты, на 12% - умные часы, на 42% - очки виртуальной реальности. Они, кстати, с успехом заменяют и телевизор, и игровую приставку, к тому же дают возможность видеть картинку в 3Dизображении.
И все большую популярность приобретает у москвичей система "Умный дом", которая решает повседневные бытовые задачи без участия человека. К примеру, автоматически гасит свет, как только все вышли из комнаты - и можно не переживать, что кто-то забыл нажать на выключатель. Или регулирует режим работы батарей в зависимости от температуры за окном. Или шлет хозяевам сообщения на телефон в случае протечки, возгорания и прочих чрезвычайных ситуаций. Система "Умный дом" уже установлена в 5% столичных домовладений, а о желании приобрести ее в обозримом будущем говорит каждый пятый москвич."К 2025 году система "Умный дом" будет использоваться в Москве повсеместно", - уверен PR-директор Avito Андрей Барковский.
Смартфон номер один
В год каждый москвич тратит на цифровые устройства 2% своих доходов - примерно 38 тысяч рублей. По прогнозам аналитиков, в ближайшие пять-семь лет горожане увеличат эту статью расходов еще на 1,5% - до 66 тысяч рублей. Чаще всего покупают смартфоны. "Москвичей можно назвать технологическими энтузиастами - в среднем каждая семья приобретает новую модель смартфона один раз в два года", - делится статистикой Барковский. Смартфонами пользуются 94% молодежи, 77% граждан в возрасте от 50 лет и 64% - от 60 лет и старше.
Для чего же жители столицы чаще всего используют смартфоны, помимо основной их функции? 83% общаются в мессенджерах, которые уже обогнали социальные сети по частоте использования. 72% читают на смартфонах книги. 65% слушают музыку и смотрят фильмы, 44% используют гаджет для игр. У 65% москвичей на смартфонах установлено хотя бы одно приложение, позволяющее пользоваться электронными сервисами: вызывать такси или бронировать машину каршеринга, заказывать еду, следить за расписанием общественного транспорта. А еще мобильное устройство становится для москвичей полноценным электронным кошельком, и каждый третий покупатель интернет-магазинов выбирает и оплачивает товары со смартфона, что подтверждает готовность общества к развитию мобильной экономики.
Кстати
Самым популярным цифровым устройством, которое москвичи приобретали на Avito в прошлом году, стали не фитнес-браслеты, не очки виртуальной реальности и даже не смартфоны. Все рекорды побила аппаратура для майнинга криптовалюты - видеокарты и специальные компьютеры. Их продажи в Москве за один год выросли на 5700%.