А "Чиполлино" Карэна Хачатуряна в хореографии Генриха Майорова - образец советского балета, вылепленный по лекалам большого "литературного" спектакля, "детский "Спартак". В советские годы это принесло балету Госпремию, а несколько лет назад - удаление из репертуара Большого театра, где "Чиполлино" в праздничных декорациях и костюмах Валерия Левенталя с аншлагами шел десятилетиями. В нем блистали все звезды - от Нины Сорокиной и Мариса Лиепы до Сергея Филина и Вячеслава Лопатина: спектакль для детей сделан без всяких профессиональных скидок, он нашпигован большими и маленькими партиями, классическими, характерными, гротесковыми, гран-па, вариациями и па-де-де, квартету главных героев (Чиполлино и Редисочки, Графа Вишенки и Магнолии) требуется виртуозность не меньшая, чем в балетах Петипа.
В последние годы "Кремлевский балет" провел хорошую селекцию, и труппа, проигрывавшая многим провинциальным компаниям, сегодня выглядит молодой, похорошевшей, выстроившей кордебалетные ряды и вырастившей несколько отличных солистов. "Чиполлино" все время заставляет открывать программку и запоминать имена исполнителей: Ксения Хабинец и Николай Желтиков - трогательные в партиях родителей Чиполлино, Олеся Дмитракова и Алина Каичева, свободно чувствующие себя в технических каверзах партий Графинь Вишен, Никита Иванов - импозантный Синьор Помидор.
Главные партии доставили хлопоты всем, кроме Ирины Аблицовой, играючи освоившей все трюки партии Редисочки и при этом не утратившей резвости и обаяния подружки Чиполлино. Тем не менее боевой задор Екатерины Первушиной (больше похожей на простодушную Редисочку, чем на благоухающую Магнолию), Ивана Титова (Граф Вишенка), Егора Мотузова (Чиполлино) не дает усомниться в их праве на свои роли.
Этот подъем сопровождал все спектакли фестиваля, который проходит в сентябре на протяжении семи лет.
Те, кто приехал на фестиваль в этом году, составили настоящий звездный десант. Приглашенная прима Берлинского балета Полина Семионова выбрала для возвращения в родной город "Лебединое озеро". Роль Одетты-Одиллии она не танцевала, вероятно, только в Антарктиде, поэтому балерина могла полностью сосредоточиться на коллизии двойничества героини, контрасте белого и черного, который в ее варианте означает противоборство внутренней жизни и публичной, искренности и двуличия, доверия и самоуверенности.
"Дон Кихот" стал лучшей презентацией для Марии Кочетковой (с этого сезона представляющей Норвежский национальный балет) и премьера Американского театра балета Даниила Симкина, которые предстали как идеально слаженный дуэт, в котором искрометность важна не менее, чем идеальная согласованность и чистота линий.
Это соединение виртуозности и академизма, которое оказалось воспето во всех спектаклях с участием российских танцовщиков, продемонстрировало все преимущества современного синтеза разных балетных школ, утративших герметичность и модернизирующихся в условиях глобализации.