Так, по данным Росстата, 85,5 процента выпускников-железнодорожников трудоустраиваются по специальности по окончании учебного заведения. Это самый высокий процент трудоустройства среди всех вузовских выпускников России.
Российская железнодорожная отрасль сейчас активно развивается: прокладываются скоростные магистрали, растет объем грузовых и пассажирских перевозок, внедряются передовые технологии, в том числе цифровизация и автоматизация. Поэтому "железка" постоянно нуждается в притоке специалистов, адаптированных к современным реалиям. Что в первую очередь требует изменения подхода к обучению работника будущего.
Современный железнодорожник - это не просто машинист локомотива, путеец или слесарь-ремонтник. Это человек, способный просчитывать свои действия на шаг вперед, принимать самостоятельные решения в различных ситуациях, в том числе нестандартных.
"Сегодня мы готовим специалиста, способного быстро и квалифицированно включиться в производственный процесс, - рассказывает президент Ассоциации колледжей и техникумов транспорта Николай Разинкин. - Современный специалист должен обладать широким спектром компетенций, в том числе в области IT, а также знать иностранные языки. Актуален и новый список навыков, известный в образовательном сообществе как 4К: коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа. Однако базовые ценности остаются неизменными - высокий профессионализм и ответственность".
Умения и навыки современного железнодорожника должны соответствовать задачам отрасли, которые на нынешнем этапе развития направлены на внедрение цифровизации, автоматизации и других "свежих" решений.
"Сегодня на первый план выходит реализация образовательных программ, связанных с автоматизацией производственных процессов, внедрением информационных технологий, робототехники, высокоскоростным движением, управлением цифровыми транспортными системами, управлением беспилотными аппаратами, и многое другое, - говорит президент Ассоциации вузов транспорта Борис Лёвин. - Вместе с этим профессии, связанные с эксплуатационным процессом, безопасностью движения не уходят в прошлое, а наполняются новым содержанием в соответствии с потребностями отрасли".
Автоматизация управления движением поездов, комплексные системы автоматизированного управления сортировочным процессом, технологии дефектоскопии рельсового пути - это не планы на будущее, а реальность, которая требует от современного железнодорожника не просто знания и четкого выполнения определенных функций, а ежедневного решения комплексных и многофункциональных задач.
"Вузы должны не отставать от современных тенденций отрасли, а, более того, работать на опережение в соответствии с потребностями и запросами работодателей", - уверен Борис Лёвин.
Именно тесная взаимосвязь вузов с работодателями помогает подготовить специалистов, которые действительно будут востребованы в отрасли. "Отраслевое образование, в частности среднее профессиональное, испокон веку идет "рука об руку" с предприятиями железнодорожного транспорта, - поясняет Николай Разинкин. - Все образовательные программы по специальностям согласовываются с руководителями предприятий соответствующей направленности. Традиционным для отрасли является заключение договоров на целевое обучение со студентами, которым впоследствии предприятие выплачивает стипендию, предоставляет место практики и гарантирует трудоустройство".
В среде высшего железнодорожного образования участие будущих работодателей также крайне велико. В частности, ежегодно обновляются образовательные программы. Разрабатываются и внедряются практические занятия, которые происходят непосредственно на месте будущей работы студентов. Все это помогает выпускникам быть востребованными в условиях быстроменяющихся реалий.