Самолеты международной коалиции во главе с США и израильская военная авиация больше не будут чувствовать себя хозяевами в чужом небе и наносить удары там, где им заблагорассудится. Но что особенно важно для России, - наша авиабаза в Хмеймиме и объекты ВМФ в порту Тартус окажутся надежно прикрытыми от возможных атак с воздуха как бы двумя кольцами: эшелонированной системой противовоздушной обороны войск Асада и интегрированными с ней собственными комплексами ПВО. В том числе, дальнобойными С-400 и зенитными ракетно-пушечными "Панцирями-С".
Это означает, что некоторые районы Сирии, в частности провинция Латакия, где расположен наш аэродром и штаб российской группировки войск, фактически будут закрыты для несанкционированного пролета западной и израильской авиации. Более того, у расчетов сирийских С-300 появится возможность в случае необходимости уничтожать на большом удалении и сами ракеты, и их носители, в том числе истребители F-16. Причем делать это задолго до рубежа пуска ими крылатых ракет. Вряд ли в таких условиях американцы и их союзники захотят подставлять своих пилотов под зенитный удар.
Впрочем, о создании беспилотной зоны над всей территорий Сирии пока говорить не приходится. Системы С-300, по-видимому, прикроют только наиболее уязвимые с точки зрения воздушных ударов направления и зоны - те, с которых обычно приходят чужие самолеты с ракетами и бомбами. А самые важные военные и государственные объекты продолжат охранять имеющиеся у армии Асада средства. Между прочим, далеко не все они старые и слабоэффективные. Например, те же "Панцирь" и "Бук-М2Э" относятся к современным комплексам ПВО. Первый - малой дальности, второй - средней. "Бук" вообще считается достаточно надежным оружием борьбы с самолетами тактической и стратегической авиации противника. Он с вероятностью 95 процентов поражает вражеский истребитель на расстоянии в 45 километров и на высотах до 25 км.
У сирийцев есть еще модернизированные С-125, "Осы", "Квадраты", другие комплексы. Вкупе с "двухсотками" и системой С-300 дальнего действия, они и позволят создать над страной эшелонированную по высотам и рубежам систему ПВО. А имеющиеся в распоряжении наших военных зенитные комплексы ее только усилят. По оценке специалистов, российская группировка войск в Сирии способна всего одним залпом сбить от 40 до 50 крылатых ракет при отсутствии активных помех. Или от 15 до 25 целей в случае их использования.
У поставленных сирийцам "трехсоток" боевая эффективность несколько ниже. Однако даже один такой комплекс в состоянии уничтожить примерно 15 крылатых ракет противника. К тому же С-300 - многоканальная система, в отличие от других средств ПВО армии Асада она способна одновременно обстреливать не одну-две, а до шести целей. А еще данный комплекс имеет эффективную аппаратуру защиты от радиоэлектронного подавления.
Похоже, что именно на эти и другие, не менее серьезные боевые характеристики "трехсотки" и делали ставку в Москве, когда принимали решение о ее поставках ближневосточному партнеру.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"