"Каменный век закончился не потому что закончились камни... А потому что появились новые технологии... Цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества, - отметил президент. - Проект развития цифровой экономики носит сквозной характер и охватывает все без исключения сферы жизни, напрямую влияет на деятельность наших компаний, касается каждого гражданина".
Казалось бы, отрасли и компании, идущие по пути цифровизации своей деятельности, внедрения современных технологий, надо поддерживать, поощрять, создавать им режим наибольшего благоприятствования. Ведь прогресс неизбежен, его не остановить, как бы ни старались отдельные товарищи. А первопроходцам честь, хвала и коммерческий успех. Но логично и правильно бывает в идеальном мире, а на практике получается порой по словам сатирика: "В действительности все не так, как на самом деле".
Однако на почти риторический вопрос: можно ли в сфере, например, грузовых и пассажирских авиаперевозок работать без коллапсов, причем тех, которые случаются чуть ли не по расписанию, ответ существует совсем не риторический: да, можно! Примеры? Есть примеры. Далеко за ними ходить и летать не надо. Кстати, по мнению экспертов, даже из конкурентной среды, это очень достойные примеры.
Реальная фантастика
Увидеть сегодня - в октябре 2018 года - работу логистов компании "Шереметьево Карго" - словно пойти на премьеру фильма из космического будущего. То есть как бы заглянуть в завтрашний день. Мне удалось посмотреть участки с открытым доступом. Предварительно, словно перед ЕГЭ, сдаю свой смартфон - это правило для всех. Но именно смартфоны здесь - первые помощники.
Ошеломляет огромное пространство. Вокруг штабеля грузов и снующие погрузчики. Между ними сотрудники со смартфонами в руках. Язык не поворачивается назвать грузчиками специалистов этого гигантского склада. Сопровождающие меня представители "Шереметьево Карго" подтверждают: у них работают квалифицированные сотрудники, свободно владеющие современными технологиями логистики. Поэтому здесь каждый груз четко знает свое место - и на борту, и под ним, и в терминале. А вся система построена так, чтобы обеспечивать его постоянное сопровождение. В итоге путешествие любой, даже самой маленькой коробочки можно проследить от выгрузки из самолета до выдачи клиенту. И все это время она будет в зоне видимости. Согласитесь, этого и требует адекватное представление о безопасности.
Информация по поступающему грузу формируется и обрабатывается в автоматическом режиме, зашифрованная кодами - характер груза, объемы, получатель, отправитель и т.п. И задания сотрудникам, занятым на обработке грузов, формулирует и отдает система в порядке очередности. Информация поступает оперативно, через смартфон.
"Можно посмотреть, какие рейсы планируются, какие на них грузы, их особенности, - рассказывает представитель компании. - В режиме онлайн можно дать задание любому работнику, причем без лишних звонков, что позволяет сократить время обработки грузов, оптимизировать трудозатраты. Видно, какую технику сотрудник получил, отследить его передвижения в соответствии с плановым временем на операции. Это позволяет избежать простоя. А что такое простой для авиакомпании? Это затраты, которые идут на конечного клиента. Четко выполняя свою работу, мы реально снижаем цены на рынке. Это особенно актуально, к примеру, для покупателей интернет-магазинов".
Здесь все происходит системно - это ключевая фраза для "Шереметьево Карго". Как только клиент производит заказ груза, он включается в производственную цепочку, где все подчинено трем целям: быстро, четко, безопасно.
"Мы построили работу так, что клиент на своем смартфоне получает сообщение: груз готов к выдаче, и указание зон и ворот, куда надо подъехать. Он только пересек КПП, а ему моментально загружается поддон с грузом, и он свободен. Никаких простоев техники, задержек, проволочек. Более того, сейчас мы дошли до того, что клиент может и не посещать территорию предприятия. Ему приходят автоматически в электронном виде документы, он также в электронном виде может произвести все операции, в том числе таможенное оформление, условия доставки груза и т.п. Система отстроила совершенно прозрачные и понятные отношения с клиентами", - говорят в "Шереметьево Карго".
Важное уточнение: операции в терминале выполняются с фиксацией времени и видео. Это огромное преимущество позволяет еще и избежать спорных ситуаций. К примеру, на погрузчиках и технических средствах, которые двигаются по перрону, есть мобильные точки контроля - камеры, управлять которыми может диспетчер. И он не только контролирует сотрудника компании, но и получает полную картину происходящего.
Столкновение цивилизаций
В "Шереметьево Карго" выстроили модель цифровой экономики для своей компании. Причем сделали это без заимствований, шаг за шагом внедряли собственные IT-технологии. И разработчиков не нанимали, а растили и готовили сами. Создать безопасную и одновременно безупречную систему грузообработки в главном аэропорту страны - задача не для аутсорсинга, не для временщиков и "варягов". Тут надо все тонкости знать.
Сегодня специалисты "ШК" хотели бы двигаться дальше, предлагая коллегам, задействованным в обслуживании воздушных судов, специалистам аэропорта внедрить часть разработок и работать в одной коммуникативной системе, имея средство объективного контроля. Но, похоже, в этом мало кто заинтересован.
К примеру, действующая аэропортовская система "SAP синхрон" имеет, скажем, узкие места, что позволяет сотрудникам самим вносить корректировки. На практике работники отмечают процедуру выполнения операции так, как им выгодно, а не по фактическим показателям. Если они хотят понравиться начальству, то, наверное, им это удается. То есть руководство вряд ли видит, что происходит на самом деле. Судя по отчетам, все в норме. А в реальности?
А вот еще одна "летная" история. Использование видеооборудования для внедрения цифровых технологий у "Шереметьево Карго" - необходимость. А для аэропортовских чиновников - повод для еще одной претензии в адрес компании. Несмотря на то что видеосъемка позволяет ощутимо поднять уровень мер безопасности и показать истинную картину на поле до и после взлетов и посадок, формально снимать здесь запретили аж 90 лет назад. В свое время было принято постановление СНК РСФСР от 23.02.1929 года "О порядке производства фотографических, кинематографических и прочих съемок на территории РСФСР". Согласно ему, съемку на аэродроме вести было нельзя... Так и кочует это потерявшее актуальность требование по нормативным актам вплоть до современности. Но при этом селфи в аэропорту и возле самолета делают все кому не лень и выкладывают на всеобщее обозрение. Закон почему-то терпит. А съемка сугубо для служебного пользования оказывается неприемлемой, выбить разрешение на нее - все равно что из штопора выйти.
Почему так? Да потому что видео беспристрастно, зафиксирует все - и плохое и хорошее, и успехи, и прорехи, любые недочеты и очевидный прогресс. Всем ли это понравится? Прогресс и успехи, конечно, нравятся, а вот недочеты... Наверное, это все, так сказать, издержки роста. Ведь буквально 10 лет назад о подобных проблемах даже речи не шло. А сегодня это важно, необходимо, актуально.
Взаимодействие со службами аэропорта - отдельная история. Например, есть компания, которая отвечает за безопасность. Ее сотрудники стоят рядом с грузооператорами на разгрузке и погрузке. Система "ШК", просчитав и проанализировав по объему работу, автоматически назначила нужное для нее количество персонала. А охранник с дубинкой допускает к борту только двоих. Объяснение очень даже логичное: у него два глаза, и только за двумя работающими он может комфортно наблюдать. Цифровые технологии? "Не, не слышали. Извините!" По большому счету именно так сталкиваются цивилизации, иначе не назовешь...
С пропускным режимом в наших аэропортах тоже не забалуешь. Очереди огромные, многочасовые. Хотя, казалось бы, здравый смысл должен ограничивать пределы подозрительности (или предвзятости?). Представители компании неоднократно сталкивались с отказами при получении или продлении пропусков для сотрудников. Да и не только для них.
Пустячный пример. Персонал "Шереметьево Карго" запросил пропуск на сертифицированный прицеп, который предназначен для перевозки авиационного двигателя. Это дорогостоящее оборудование, которое без подобной техники по нашим дорогам транспортировать - себе в убыток. Но служба безопасности была безапелляционно лаконична: при каждом въезде будет заново рассматриваться вопрос, разрешать или нет.
Такое впечатление, что от цифрового будущего люди пытаются отгородиться, выставив на рубежи обороны плечистого парня с дубинкой и очень небольшим функционалом. У него мантра одна: проход закрыт! Цивилизацию "не пущщать"!
Не думайте, уважаемый читатель, будто мы забыли такую проблему, как конкуренция. Ее никто не отменял, и цивилизованней она не стала.
Все хотят заработать на грузах. Хотят выиграть тендер любым способом, хотят предложить демпинг совершенно необоснованно, используют административный ресурс широко и с удовольствием, чтобы конкурента унизить, разорить, а еще лучше захватить его собственность самым безобразным рейдерским способом. Разве что не вводят пошлины и экономические санкции, как наши заокеанские партнеры.
Такое желание понятно. Но жизнь показала: это путь в никуда. Желания, как очень серьезно шутили на Кавказе, должны совпадать с возможностями. А иначе, применительно к нашей проблематике, грузы могут оказаться под снегом, почта уйдет в другие регионы, потеряется клиент и рухнет бизнес. Причем твой собственный, а не у партнера.
Дедовские нормы
Одновременно с нормами законодательства времен аэропланов, маузеров и красных конников в отношении грузооператоров действуют положения современных нормативных актов, по сути таких же бюрократически беспощадных, как и диктатура пролетариата.
Есть такое понятие - "авиационная безопасность", регламентированное законодательно. В 2016 году появилось еще одно, касающееся уже только транспортной безопасности. В аэропортах эти два понятия сошлись, вернее, схлестнулись.
Однако требования данных нормативных актов противоречат друг другу. Так, все технические средства, обеспечивающие безопасность, должны быть сертифицированы, требует второе постановление. При этом оборудование изначально уже имеет сертификаты соответствия. Например, рентген-телевизионный интроскоп предназначен специально для досмотра ручной клади, багажа, груза и почты. Сертификат, выданный производителем, подтверждает соответствие требованиям технических условий. Но постановление требует сертификацию в рамках транспортной безопасности. По сути, подразумевается выдача заключения с шаловливой игрой слов на заданную тему и за очень приличное вознаграждение профильной организации. Это все равно что купить иномарку в салоне и пойти ее сертифицировать для езды по асфальтовому покрытию. То есть дважды заплатить за одну и ту же опцию.
Надо ли уточнять, что несертифицированным оборудованием пользоваться нельзя? На совершенно бессмысленную процедуру такие компании, как "ШК", тратят значительные суммы.
Во-первых, стоимость сертификации во многих случаях сопоставима со стоимостью оборудования, а во-вторых, каждые три года эту процедуру надо повторять. То есть затраты на оснащение можно как минимум умножать на три. Причем оплачивают сертифицируемые и посреднические услуги - это до 50% от стоимости договора, поскольку орган по сертификации привлекает испытательные лаборатории. Да и свою "маржу" конторы знают туго: 25%.
Представители грузооператора попросили сенаторов ограничить аппетиты посредников по сертификации хотя бы десятью процентами. Кроме того, по их мнению, стоит обратить внимание на обоснованность стоимости проведения сертификации, ввести жесткие тарифы. Ведь для небольших авиапредприятий эта норма может стать удавкой. Поэтому компания-оператор предложила рассмотреть и целесообразность данной нормы, а также внесла предложение: возложить обязанность сертификации на производителя, а срок действия сертификата приравнять к периоду эксплуатации оборудования.
"Хотя бы не мешайте", - эту фразу в "Шереметьево Карго" я слышала неоднократно. Цифровые технологии, конечно, можно какое-то время "держать в падчерицах", но это вряд ли поможет надолго задержать прогресс. Чем быстрее передовые подходы станут данностью везде, тем комфортнее будет нам, клиентам и пассажирам.