Крейсер от братьев Рукавишниковых
Подписки на военные нужды - славная страница в истории русского купечества. Правда, еще в XVIII веке подписки совершались, как правило, по настойчивому "пожеланию" властей. Ситуацию переломила Отечественная война 1812 года: взносы стали делать добровольно. В июле во время встречи с императором Александром I московские купцы за каких-нибудь полчаса пожертвовали колоссальную сумму - 2 млн 400 тыс. рублей. Сохранился "Список купцов-жертвователей на нужды войны 1812 г., награжденных бронзовой медалью Дома Московского градского общества". В списке - 325 человек, внесших внушительные пожертвования на военные нужды.
Только деньгами коммерсанты внесли более 10 миллионов рублей. Но они жертвовали и провизию, посуду, обмундирование, оружие, строили богадельни для увечных и престарелых воинов. Такой же подъем патриотических чувств был связан с Крымской, Русско-турецкой 1877-1878 годов, Русско-японской, Первой мировой войнами. Достаточно сказать, что на устройство крейсерского флота (правительство обратилось к народу с призывом принять участие в его создании) московские купцы собрали свыше 400 тысяч рублей. Из них 12 тысяч - братья-коммерсанты Рукавишниковы.
В тифозную избу войдет...
Неурожайные годы регулярно накрывали российскую деревню массовым голодом и вспышками смертельно опасных болезней - холеры, сыпного тифа, оспы. Во время голода 1839-1840 годов русское купечество под эгидой Комитета для разбора и призрения лиц, просящих милостыни, устраивало "столы для бедных". Крупные московские коммерсанты на собственные средства учреждали "бесплатные трапезы". На собранные "по кругу" средства закупалась провизия, которая доставлялась в регионы бедствия.
Во время голода 1881 года в Тамбовской губернии отличилась представительница известного купеческого рода Мамонтовых художница Мария Федоровна, по мужу Якунчикова. Она не только организовала бесплатные столовые для голодающих поселян, но начала раздавать крестьянкам-рукодельницам работы, подав тем самым пример многим современникам. Кроме того, купчиха стала скупать по деревням старинные вышивки, представлявшие художественный и исторический интерес.
Большой общественный резонанс получил страшный голод 1890х годов. На борьбу с ним были брошены силы интеллигенции, чиновничества, высшего дворянства. Не осталось в стороне и купечество. Барышни из лучших купеческих домов стремились в глубинку, чтобы принять личное участие в помощи голодающим. Екатерина Беклемишева, урожденная Прохорова, организовала столовую для голодающих и больницу для тифозных в Черниговском уезде, заразилась сыпным тифом...
Удивительно читать об этом сегодня, но были богатые купеческие дочери, которые ограничивали себя в привычных удовольствиях: отказывались посещать балы и вечера, переставали шить платья у дорогих портних, а на сэкономленные деньги покупали еду и одежду для голодающих.
Сто рублей за цветок
К концу XIX века общество стало более рациональным и менее милосердным. Приходилось искать новые формы, чтобы заинтересовать скучающую публику нуждами простых людей. В купеческих особняках стали устраивать благотворительные балы и маскарады, концерты и спектакли, лекции и выставки. Состоятельные люди, шутя, бросали сто рублей за цветок, полученный из рук красавицы-купчихи или популярной актрисы. Хозяйки известных московских "купеческих" салонов - Маргарита Морозова (урожденная Мамонтова), Варвара Морозова (урожденная Хлудова), Зинаида Морозова (урожденная Зимина) - сплачивали вокруг себя самые разные общественные силы, от консервативных до либеральных и даже радикально настроенных.
Особой популярностью среди московской публики пользовались благотворительные Вербные базары. Их ежегодно проводили в залах Благородного собрания, где собирали средства для детских попечительств Московской городской Думы. Несколько лет устройством этих базаров занимался Алексей Бахрушин, представитель крупного купеческого рода Бахрушиных и основатель уникального Театрального музея в Москве. Маргарита Морозова вспоминала, как во время Вербных базаров они с сестрой Еленой "...и еще с какой-нибудь дамой продавали шампанское. Для этого нам отводили целый угол в Большом Колонном зале, К.А. Коровин писал для нас декорацию. Например, я помню, раз он написал Венецию. Все это было очень эффектно устроено, и собирались огромные деньги за несколько дней, пока продолжался базар".