Как сообщили в Роскосмосе, в ракетно-космическом центре приступает к работе комиссия по летным испытаниям. Она изучит фрагменты ступеней аварийного носителя для формирования дальнейшего заключения. В свою очередь, в РКК "Энергия" уже изучаются видеорегистратор и данные телеметрии "Союза-ФГ". Все результаты будут переданы госкомиссии по расследованию ЧП.
Напомним, все произошло практически сразу после старта пилотируемого "Союза МС-10" с новым экипажем МКС - россиянином Алексеем Овчининым и американцем Ником Хейгом. "Две минуты сорок пять секунд. Авария носителя, - доложил в ЦУП командир корабля Овчинин. И то ли с юмором, то ли с сарказмом добавил: "Быстро мы прилетели".
Безукоризненно сработала система аварийного спасения: перегрузки, которые испытали космонавты при экстренном баллистическом спуске, не превысили 6g. В обычной подготовке их тренируют до 3-5 единиц - это голова-таз, и до 4-8 - грудь-спина. Так что здоровье - в норме. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в Twitter сообщил: "Мы вернулись в Звездный. Ребята обязательно полетят. Планируем их полет на весну следующего года".
Что же случилось на взлете? С этим разбираются специалисты.
По словам исполнительного директора "Роскосмоса" по пилотируемым программам Сергея Крикалева, непосредственной причиной аварии стало столкновение элементов ракеты при разделении первой и второй ступеней носителя. После ракета отклонилась от штатной траектории. "Похоже, произошло разрушение нижней части второй ступени. Ракета прекратила нормальный полет, дальше автоматика отработана штатно", - цитирует Крикалева ТАСС.
Неофициальных версий несколько. В том числе: сбой системы разведения ступеней мог произойти из-за отказа пиропатрона или механического повреждения крепления. В любом случае, полеты в космос "Союзов" приостановлены. Судя по всему, на наличие дефектов, если таковые выявятся, обязательно проверят и все другие носители.
Не исключено, что уже к 20-м числам октября станут известны первые результаты расследования. От того, какими они будут, напрямую зависит разрешение на дальнейшую эксплуатацию ракет этого семейства, а также график пусков.
Надо сказать, что "Союз-ФГ" считается одним из самых надежных российских космических носителей: с 2001 года - 64 успешных пуска. И только одна неудача - нынешняя. Этих ракет осталось не так много, и все они, как ожидается, должны быть использованы до конца 2019 года. А с 2020 года космонавты "пересядут" на новые ракеты "Союз-2.1".
По расписанию полетов к МКС, следующий пилотируемый старт намечался на декабрь. Пока на эту дату специалисты и рассчитывают. Но понятно, что программа будет уточняться - без корректировок, скорее всего, не обойдется. По крайней мере, ближайший пуск "Союза-ФГ" с космическим грузовиком "Прогресс МС-10" уже перенесен с 31 октября на первую половину декабря.
Специалисты планируют ускорить подготовку новой ракеты с тем, чтобы как можно скорее принять решение по графику дальнейших пусков. Известно: уже много лет российские "Союзы" остаются единственным средством доставки экипажей на МКС. Американцы могут возить на станцию исключительно грузы. В госкорпорации подчеркивают: Роскосмос находится в постоянном контакте с NASA по вопросу отправки американского грузового корабля к МКС, если возникнет такая необходимость.
Как скажется авария на судьбе МКС? Этот вопрос волнует всех. Пошла волна слухов даже о возможной консервации станции, если ракеты "Союз-ФГ" надолго застрянут на Земле. Конечно, это самый плохой вариант, не скрывают аналитики. Ведь что такое - закрыть станцию "на замок" и перевести ее в беспилотный режим? Если совсем просто, выключается все, что можно: системы жизнеобеспечения, свет, снижается температура… Это сложнейший процесс: надо обеспечить работоспособность и безопасный полет в автоматическом режиме не чего-нибудь, а 420-тонной махины.
Впрочем, серьезными специалистами консервация не рассматривается. "Об этом думать-то не хочется", - сказал один из них. Более того, по его словам, спекуляции и домыслы на этот счет лишь вредят делу. И, кстати, ходу расследования аварии в том числе. "Мы будем делать все возможное, чтобы этого не допустить, потому что станция сделана для пилотируемых полетов", - сказал ТАСС Сергей Крикалев.
Как считают многие эксперты, причину ЧП выяснят в течение недели-двух, а через месяц все будет окончательно ясно. А если вынужденный простой на Земле затянется, то нынешний экипаж МКС может задержаться на орбите подольше намеченного и вернуться на корабле-спасателе "Союз", который в настоящее время пристыкован к станции. Ресурс корабля - 210 суток - это позволяет.
Руководитель российского сегмента МКС летчик-космонавт Владимир Соловьев сегодня заявил, что резервов питания, воды, систем жизнеобеспечения хватит на МКС для нынешнего экипажа до лета 2019 года, передает ТАСС.
Зарубежные коллеги с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации. Вот что написал в своем официальном письме главе "Роскосмоса" Дмитрию Рогозину глава ЕКА Иоганн-Дитрих Вернер: "…Безопасное возвращение экипажа подтверждает чрезвычайную надежность транспортной системы "Союз" и ее критическую значимость для всего партнерства по программе МКС…
В предстоящие дни и недели Роскосмос может полагаться на помощь ЕКА. Я готов оказать любую поддержку, которая будет сочтена уместной и полезной, в работе Государственной комиссии, расследующей причины произошедших во время запуска событий с учетом всех соображений, касающихся тактического планирования программы МКС и возможных последствий для находящегося на борту экипажа - включая астронавта EKA Александра Герста, выполняющего функцию командира МКС…
Я абсолютно убежден, что причина нештатного функционирования РН "Союз" во время состоявшегося сегодня запуска будет обнаружена".
Справка "РГ"
В настоящее время на МКС работают космонавт Роскосмоса Сергей Прокопьев, астронавт Европейского космического агентства Александер Герст и астронавт НАСА Серена Ауньон. Они прибыли на МКС на корабле "Союз МС-09" 8 июня в составе длительной экспедиции МКС-56/57.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"
Запуск корабля "Союз МС-10" с Байконура