- Руководители любой компании и каждый индивидуальный предприниматель хорошо знают, что если приходит налоговая проверка, то, как правило, бизнес получает очень большие суммы доначисления налогов, а также штрафы и пени за их несвоевременную уплату. Многие надеются, что им повезет и проверка все-таки не случится, но, к сожалению, такая позиция не помогает ее избежать. По моему опыту лучший способ снизить риск доначисления налогов - это четко знать, кого, когда и в каких случаях проверяют налоговые органы и как заранее подготовиться к этой процедуре.
Итак, важно знать, что налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные.
Первые проводятся дистанционно. Налоговый орган проверяет предоставленные налогоплательщиком декларации, а также запрашивает у него отдельные документы, которые могут подтвердить указанные в декларациях данные. Кроме того, в последнее время в ходе камеральной проверки налоговые органы часто пользуются другими источниками информации, например базой СПАРК или находят сведения о деятельности проверяемой компании в интернете.
Но самым мощным инструментом налогового контроля сейчас является АСК НДС-2. Это автоматизированная система, которая позволяет увидеть все связи вашей компании с контрагентами и проследить уплату ими НДС, который вы приняли к вычету, в бюджет.
Если в ходе камеральной налоговой проверки нарушений не выявлено, вы можете даже не узнать, что она в отношении вашей компании вообще проводилась. Но вот если обнаружены какие-то несоответствия, налоговая может сразу оформить акт, в котором будут указаны суммы доначислений, или начать выездную проверку.
Важно знать, что если вы планируете подать уточненную декларацию по любому налогу, в которой он начислен в меньшем размере, чем ранее, то камеральной проверки вам не избежать.
Выездная проверка проходит в офисе проверяемой компании. Она не проводится просто так, вдруг. Налоговые органы планируют такие мероприятия заранее. Критерии, по которым формируется план проверок, четко определены и зафиксированы. И если вы получили решение о назначении выездной проверки, что же делать?
Чаще всего выездная проверка проводится по всем налогам: на добавленную стоимость (НДС), доходы физических лиц (НДФЛ), на прибыль и на имущество.
Самые большие доначисления по итогам комплексной налоговой проверки компании получают по нескольким основаниям.
Например, оплачены услуги, работы, товары с НДС недобросовестными контрагентами, которые не уплатили НДС в бюджет. В то же время проверяемая компания уплаченный поставщикам налог на добавленную стоимость взяла к вычету. В этом случае будут доначислены сумма НДС, необоснованно принятая к вычету, плюс штраф и пени.
Другой случай: сотрудники, которые работали в компании по трудовым договорам, зарегистрировались в качестве ИП (индивидуального предпринимателя), однако выплачиваемое им вознаграждение носит постоянный характер и, по сути, является заработной платой. Доначисление составит НДФЛ и ФСС со всей суммы выплаты ИП плюс штраф и пени.
Если бизнес разделен на несколько юридических лиц, применяющих УСН (упрощенную систему налогообложения) или ЕНВД (единый налог на вмененный доход) исключительно с целью оптимизации налоговой нагрузки, то доначислят налоги со всех оборотов, как если бы компания применяла общую систему налогообложения, и те же штраф с пени.
Наконец, компания, применяющая ОСН (общую систему налогообложения), приняла к уменьшению налогооблагаемой прибыли расходы, не имеющие очевидный экономический смысл или производственную направленность. Согласно статье 54.1 Налогового кодекса РФ, проверяющие органы вправе не принять к уменьшению налогооблагаемой прибыли такие расходы, включая взносы в ФСС или НДС, относящиеся к таким расходам.
Рецепт снижения риска доначисления налогов по всем перечисленным основаниям один. Во-первых, все расходы должны иметь отношение к бизнесу, деловую цель, быть направленными на получение прибыли. Во-вторых, быть разумными, экономически обоснованными и соответствовать рыночным ценам. В-третьих, в компании должен быть разработан и утвержден руководителем регламент проверки всех контрагентов на предмет добросовестности.
И последнее, важное правило: все операции необходимо оформлять документально! Чем больше у вас документов, тем меньше рисков. Все бухгалтеры знают, что первичные бухгалтерские документы (акты, счета-фактуры, накладные) должны быть обязательно. Однако этого недостаточно, чтобы убедить налоговые органы. Нужны также отчеты, переписка, фотографии, протоколы совещаний, докладные записки и тому подобное.
Итак, чтобы подготовиться к налоговой проверке, нужно проанализировать все совершенные финансово-хозяйственные операции за три предыдущих года, проверить их обоснованность и подтверждение, при отсутствии - восстановить недостающие документы. Четкость правовой позиции и правильное документальное оформление всех операций - это гарантия успешной, безопасной и долгосрочной работы вашей компании.