"Конечно, значительную часть этого авиапарка составляли устаревшие образцы, но масштаб последующего стремительного катастрофического сокращения численности ВВС и падения их боеспособности был ошеломительным. В результате, по данным украинского министерства обороны, к концу 2013 г. в ВСУ оставалось всего лишь 160 боевых и 27 транспортных самолетов.
После начала Киевом войны в Донбассе предпринимаются определенные усилия по восстановлению боеспособности ВВС. На оставшихся от СССР авиаремонтных заводах ведутся работы по ремонту и минимальной модернизации имеющейся авиационной техники, усиливается и боевая подготовка. Однако факты говорят не в пользу этих усилий в долгосрочной перспективе.
Во-первых, все украинские истребители-перехватчики Су-27, фронтовые истребители МиГ-29, фронтовые бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25 были построены еще во времена Советского Союза и уже устарели. Например, Су-27 постройки 1980-х гг. уже сейчас серьезно уступают по боевым возможностям как современным российским самолетам, вроде Су-35 и Су-30СМ, так и аналогичным западным машинам, не говоря уже про истребители нового поколения.
Во-вторых, с возрастом у любой техники расходуется ресурс ее ключевых комплектующих, таких, как, например, авиадвигатели. Новые же силовые установки для них можно приобрести только в России, что сейчас, естественно, невозможно. Конечно, некоторое время можно обходиться только ремонтом, разборкой части самолетов для поддержания других в боеспособности, а также попытками приобретения комплектующих в других странах. Однако это не даст значительного улучшения, все равно количество боеспособных самолетов в строю будет снижаться, а число катастроф - увеличиваться.
В-третьих, финансовые возможности Украины в обозримой перспективе вряд ли позволят осуществить масштабные закупки современных западных самолетов. А закупки старых советских самолетов не смогут кардинально изменить ситуацию", - отмечает эксперт.
Истребитель Су-27