Но при этом в разговоре нашлось место даже тому, что пока еще считается урбанистической фантастикой, - например, деревянным "высоткам" и тоннелю на Кегостров. Ведь генплан Архангельска сейчас проходит корректировку, так что будущее города определяется уже сегодня.А началась беседа с ближайшего события - открытия парка "Зарусье", созданного в рамках проекта "Формирование комфортной городской среды".
- Строго говоря, это не парк, а сквер, - уточнил Игорь Годзиш. - В градостроительстве парк начинается от 15 гектаров, а "Зарусье" занимает 2,3 гектара. Эту территорию для благоустройства, как и название нового сквера, выбрали в ходе голосования сами горожане. Здесь появилась обустроенная по всем правилам зона отдыха с дет-скими и спортивными площадками, дорожками и газонами, специальным покрытием и приспособлениями для маломобильных горожан. Сквер открывается 20 октября, - сообщил Игорь Годзиш.
Архангельску очень не хватает таких зон отдыха. Будут ли в городе появляться не только скверы, но и парки?
Игорь Годзиш: Разумеется, и под новый парк уже выбрано место в районе улицы Ленина, вдоль озера Бутыгино - порядка двадцати гектаров. Конечно, этот проект обойдется в немалую сумму - примерно 900 миллионов рублей. Но парки городу действительно нужны.
Сегодняшний тренд - экопарки, при создании которых вмешательство в окружающую среду минимально. Хотелось бы, чтобы подобные предложения прозвучали по будущему парку у озера. Техзадание уже подготовлено, очередь за проектом.
Идея экопарков мне нравится еще и тем, что в них используется много деревянных элементов. А дерево - это наш ресурс. Радует, что сейчас появляются перспективы у деревянного домостроения, его планируют использовать в ходе реновации в Москве. Сегодня у нас 70 процентов материалов в домостроении - привозные. Если мы снова начнем строить из дерева, нашему лесному краю это будет только на пользу.
То есть "деревянный город" - образ не только прошлого?
Игорь Годзиш: Очень надеюсь, что это образ будущего. Многоэтажное деревянное строительство долгое время сдерживали требования пожарной безопасности. Но современные составы для обработки дерева снимают этот вопрос. Уже есть примеры строительства высокопрочных деревянных многоэтажек в других регионах.
Тем временем сотни их ветхих собратьев в Архангельске уже отжили свой век. Сколько аварийных домов остается расселить по соответствующей программе?
Игорь Годзиш: Сейчас идет ее пятый этап, в который вошли 36 домов. Для их расселения строится новый дом на Московском проспекте.
На всех уровнях власти заявлено, что программа переселения из аварийного жилья будет продолжена. На сегодняшний день в нее включено 270 тысяч квадратных метров. Отмечу, что почти такая же цифра значилась в программе на 2013-2017 годы по всей Архангельской области.
Всего нам надо расселить 420 тысяч квадратных метров. 3400 домов у нас деревянные. На Северо-Западе по объему ветхого жилья с Архангельском сравнится разве что Сыктывкар. Построить мы можем даже больше, чем требуется, - земля и строительные мощности есть. Но надо дождаться новых параметров программы.
Как вы оцениваете итоги программы - 2018 по формированию комфортной городской среды?
Игорь Годзиш: Подводить их пока рано, но из 15 проектов этого года почти все уже реализованы. Поступило много заявок на 2019 год.
Один из главных итогов этой программы - мы сформировали рынок компаний, которые профессионально занимаются благоустройством. Прежде оно воспринималось исключительно как по-следствия строительства: дом возвели - надо что-то вокруг него поделать. Найти фирму со своим ландшафтным дизайнером в Архангельске было проблемой. Теперь такие компании появились.
Дороги - наверное, эта тема еще долго будет актуальной. Но подвижки есть, многие участки преобразились, идет масштабная реконструкция Ленинградского проспекта...
Игорь Годзиш: Не все в это верили, но Архангельск вошел в федеральный проект "Безопасные и качественные дороги" в рамках агломерации с Новодвинском и Северодвинском. В рамках этого проекта областной центр получит на ремонт дорожной сети порядка 400 миллионов рублей. Предстоит привести в порядок 116 километров дорог, обеспечивающих сообщение для всей агломерации.
В этом году мы практически закончили ремонтную программу. Ленинградский проспект - пожалуй, самый проблемный объект на сегодня. Подрядчик планировал открыть четыре полосы уже в этом году, но есть опасения, что к зиме будут только три.
Для того чтобы ситуация с дорогами изменилась коренным образом, надо ежегодно вкладывать в дорожно-ремонтные работы порядка 700-800 миллионов рублей. На деле этого не происходит, и дороги стареют быстрее, чем обновляются.
Многоуровневая развязка на съезде с Северодвинского моста - мечта многих жителей агломерации.
Игорь Годзиш: Сейчас идет только первый этап проектирования. Надеюсь, до конца года проект пройдет госэкспертизу и будет одобрен. Дорогостоящий проект, цена вопроса - порядка трех миллиардов рублей. Вместе с областью рассчитываем получить федеральное финансирование, в 2019 году будем заявлять проект в соответствующие программы.
Архангельск - город речной, но состояние многих причалов оставляет желать лучшего. Как решается эта проблема?
Игорь Годзиш: Сейчас проводится обследование причалов. Надо выяснить, где их еще можно отремонтировать, а где надо строить заново, как на Хабарке. Новый причал необходим Кегострову, и проект уже есть. Кего - территория не только Архангельска, но и Приморского района. Поэтому будем рассматривать вопрос строительства причала совместно с областью.
Хотя, на мой взгляд, содержание речных причалов должно входить в тариф на перевозку, поскольку они именно ее обеспечивают.
Перевозки - это еще и транспорт. Два пассажирских судна ледового класса, приобретенных для работы на Северной Двине, не прошли испытания, и в итоге их вернули производителю в Татарстан. Что теперь?
Игорь Годзиш: Сегодня мы прорабатываем вопрос приобретения уже не судов, а услуги. Возможно, в перспективе людей будут перевозить суда на воздушной подушке, которые уже эксплуатируются в Сибири.
Они могут решить проблему сообщения с Кегостровом?
Игорь Годзиш: Кардинально ее решило бы только строительство нового моста, но это порядка 30 миллиардов рублей. Всерьез обсуждались даже такие варианты, как канатная дорога или подземный тоннель... Кстати, они обошлись бы дешевле, чем мост. Что касается тоннеля - мы сейчас улыбаемся, говоря о нем, но современные технологии строительства делают этот проект вполне реальным. Он упоминался при обсуждении ген-плана города, который сейчас проходит корректировку.
Неравнодушные горожане, которые хотят видеть Архангельск комфортным и красивым, все чаще объединяются в общественные движения. Как вы к ним относитесь?
Игорь Годзиш: Когда люди думают не о том, как все плохо и куда бы уехать, а стремятся помочь в изменении ситуации, - это замечательно. Мы встречаемся, я получаю от активистов много полезной информации, а они, в свою очередь, узнают, почему в силу законодательства порой невозможно преобразить город в одночасье.
Мы беседуем и о том, каким быть Архангельску через много лет. Специалисты составят генплан, но это будет город от науки. А надо, чтобы он еще был от людей. И неравнодушные горожане помогают нам сделать Архангельск именно таким.
840 домов в Архангельске признаны аварийными.
Из областного бюджета ежегодно выделяются средства на финансирование программы развития города Архангельска как административного центра. Губернатор Поморья Игорь Орлов подчеркнул, что все обязательства региона будут выполнены:
- В рамках программы развития Архангельска в течение ближайших трех лет мы планируем выделить столице региона четыре миллиарда 359 миллионов рублей. Из них в 2019 году запланировано инвестировать 1,34 миллиарда рублей. Областной центр должен соответствовать своему статусу.