Начну с вашего утверждения: якобы вовсе не все хотят жить долго. Почему вы так считаете?
Светлана Трофимова: Действительно, может показаться, что одно противоречит другому. Проведено множество опросов. Спрашивали: "Хотите жить долго?". - "Да", - отвечало большинство. Спрашивали: "Что вы для этого делаете?". Обычный ответ: "Да ничего!" А если мы вам расскажем, что нужно делать, чтобы сохранить молодость и здоровье, вы готовы хоть как-то изменить свою жизнь? Большинство, как оказалось, не готово. Жизнь, дескать, одна, не хотим ничего менять и в чем-то себе отказывать.
Может, они правы? Без конца слышим о здоровом образе жизни, о том, что надо отказаться от курения, не злоупотреблять алкоголем, больше двигаться, правильно питаться и так далее. Но разве это жизнь?! Не каждый горит желанием "жить в рамках" даже 100 лет.
Владимир Хавинсон: Пусть вас не удивляет: долголетие, прежде всего, необходимо творческим людям, чтобы у них была возможность реализовать свои творческие планы.
Ничего себе заявление! Вы поделили всех нас на людей творческих, которые достойны долголетия, и тех, кто к ним не относится. И значит, может уходить из жизни в молодом возрасте?!
Владимир Хавинсон: Неужели вы думаете, что наркоманы, алкоголики стремятся к долголетию? Да ничего подобного. Они своей жизнью не дорожат и долголетие для них - пустой звук и ничего более.
А кроме этой категории все остальные - творческие?
Владимир Хавинсон: Представьте себе, да. Потому, что под творческую категорию попадают вовсе не обязательно те, кто пишет книги, сочиняет музыку, занимается наукой и так далее. Под творческой понимаются все те, у кого есть какая-либо цель в жизни. Знаю сотни долгожителей. Среди них не было ни одного ленивого. Все они созидатели в той или иной степени.
Несмотря ни на что, современные люди живут дольше, чем 40-50 лет назад. Другое дело, что больных не становится меньше, для некоторых каждый год жизни прибавляет проблемы со здоровьем. Как быть?
Владимир Хавинсон: Вы правы, происходит глобализация старения. Во всем мире растет продолжительность жизни. И вместе с этим становится больше людей пожилого и старческого возраста. Потому как никогда актуально увеличение их трудоспособного периода. Это главная задача, отнюдь, не только медиков, но руководителей стран, самого населения. Тут нужно обоюдное согласие.
Ваши конкретные предложения?
Светлана Трофимова: Начну с известного. Здоровье и долголетие только на 30-35% зависит от генов, которые нам достались. Остальное от нашего образа жизни. То есть, если ваши родители были долгожителями, это вовсе не значит, что и вы будете таковыми. Все будет зависеть лично от вас. Приведу примеры. Те же биоритмы, их влияние на наше здоровье, самочувствие. Доказано: элементарные нарушения сна в 3-5 раз увеличивают риск онкозаболеваний и сахарного диабета.
Владимир Хавинсон: На конгрессе геронтологов в Сеуле приведены данные: снижение калорийности питания примерно на 30% за счет сладкого и жирного способствует снижению развития диабета, онкологии. А значит увеличивает продолжительность жизни.
В наше время огромные возможности у репродуктивной медицины. Все чаще женщины, мягко говоря, в пожилом возрасте становятся мамами, а сексуальная жизнь, порой, начинается в средней школе. Это как-то отражается на продолжительности жизни? Женщина, у которой много детей, живет дольше? Занятие сексом способствует долголетию или?..
Светлана Трофимова: Успехи репродуктивной медицины прямого отношения к долголетию не имеют. Однако среди долгожителей много многодетных матерей. Что касается сексуальной жизни, то все долгожители отличаются ее длительным периодом.
Но все-таки, хоть чем-то можно помочь организму замедлить старение?
Владимир Хавинсон: С возрастом организм человека неизбежно стареет. Уменьшается процесс синтеза белков и снижается активность генов. Вывод однозначен: надо повысить активность генов, что повысит синтез белка. Это могут сделать так называемые маленькие белки, то есть пептиды. Их применение позволяет снизить частоту возникновения раковых заболеваний в 2-4 раза и увеличить продолжительность жизни на 20-30 %. Пептиды разработаны 30 лет назад в Военно-медицинской академии имени Кирова в Ленинграде. А теперь их можно приобрести в аптеках. Как их применять посоветуют врачи-гериатры.