Участники сессии делились мнениями о том, как масштабное внедрение технологии блокчейн в самых разных отраслях, а также прямое peer-to-peer взаимодействие между поставщиком и потребителем может трансформировать бизнес в глобальном смысле.
В качестве спикеров выступили президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский, заместитель министра экономического развития Российской Федерации Сергей Горьков, генеральный директор компании Bitfury Russia Дмитрий Уфаев, партнёр и председатель по мировой общественной политике компании Covington Себастиан Вос, технический директор компании Sonm Игорь Лебедев, управляющий партнер Центр Орбита Сергей Пономаренко, руководитель направления "Развитие технологии распределенного реестра” Ассоциации развития финансовых технологий Алексей Архипов и другие. Модератором сессии был Виктор Достов, старший научный сотрудник Экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
По словам главы Ассоциации IPChain Андрея Кричевского, "сейчас, когда "хайп" вокруг блокчейн, наконец, спал, появляются по-настоящему качественные и вдумчивые решения по применению этой технологии в тех отраслях, где она действительно полезна. Для сферы интеллектуальной собственности - это преодоление кризиса доверия, в промышленной собственности - обеспечение надежного хранения информации о разработках. Более того, сейчас идет активное обсуждение внедрения технологии доказательства с нулевым разглашением, что было бы чрезвычайно актуальным и для сфер интеллектуальной, и для промышленной собственности. Собственно, создание такой инфрастуктуры и, главное, возможностей для безопасного обмена информацией в ней - это сейчас ключевой вопрос. Хотел бы также отметить, что сейчас появляется множество действительно хороших блокчейн-платформ, и это дает возможность варьировать решения, использовать сильную сторону каждой платформы в зависимости от сферы применения и задачи".
Говоря об технологических аспектах проекта IPChain, Андрей Кричевский отметил, что Ассоциация IPChain работает на базе платформы Hyperledger, которая имеет свои отличительные особенности. "В Hyperledger немного другая терминология - все привыкли к понятиям блокчейн и смарт-контракт, а Hyperledger оперирует понятиями леджер и чейн-код - на самом деле, это более точное понимание сути. Как уже было сказано сегодня, блокчейн начинался с того, что это своего рода бухгалтерская книга, то есть леджер, а чейн-код - это и есть алгоритм, который запускается во время транзакции".
Партнёр и председатель по мировой общественной политике Covington Себастиан Вос подчеркнул, что несмотря на то, что блокчейн, по словам аналитиков, начал развиваться с 2008 года, довольно мало людей слышали о технологии до 2016 года. "И сейчас остается определенный процент, который не различает понятия блокчейн и биткоин… Тем не менее, если посмотреть на повестку [Всемирного экономического форума - прим.ред.] в Давосе в этом году, то слово "блокчейн" употреблялось там больше, чем какое-либо другое. Одной из актуальных проблем остается то, что, как и с любой новой технологией, регуляторы не успевают вырабатывать соответствующий и эффективный отклик", - отметил спикер. Себастиан Вос добавил, что определенные положения, касающиеся и биткоина, и технологии блокчейн уже существуют - в сфере защиты прав потребителей и противодействии отмыванию доходов.
Говоря о внедрении блокчейн с точки зрения государственного управления, заместитель министра экономического развития Российской Федерации Сергей Горьков заявил, что блокчейн необходим России. По его словам, блокчейн - это "панацея" в сфере государственного управления. Заместитель министра также выразил уверенность, что Россия может держать высокое качество технологий и стать мировым лидером в отдельных отраслях.
Генеральный директор компании Bitfury Russia Дмитрий Уфаев рассказал, что Bitfury в России фокусируется на внедрении блокчейн именно в правительственные структуры, госуправление и крупный бизнес. "Проблема, с который мы сталкиваемся, это то, что добрая половина наших клиентов считает, что они разбираются в технологии блокчейн, и это не так, вторая половина честно признается, что не разбирается, и с ними работать легче, и лишь незначительная часть, порядка 10-15% клиентов, понимают, зачем им блокчейн. Сейчас мы чаще внедряем пилотные проекты, чтобы вместе с клиентом понять, в какой области блокчейн ему будет полезнее", - добавил спикер. Отвечая на вопрос о стоимости, Дмитрий Уфаев сообщил, что цена проектов сильно варьируется от поставленной задачи и примерно составляет нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей.
Руководитель направления "Развитие технологии распределенного реестра” Ассоциации развития финансовых технологий Алексей Архипов, в свою очередь, отметил: "очень нравится, что люди перешли от обсуждения платформ к обсуждению продуктов, потому что спор об этом был утомительным. Сейчас на платформах Corda, Sonm, Masterchain и многих других делаются реальные продукты, которые приносят пользу потребителям".
В рамках сессии технический директор компании Sonm Игорь Лебедев, свою очередь, подробнее остановился на понятии смарт-контракта: "с помощью софта можно написать что-угодно, но он работает на сервере, где администратор может его поменять. А смарт-контракт - это программный код, на который нельзя повлиять, в этом его ценность и огромный потенциал самой технологии". Игорь Лебедев также рассказал о технологических пределах блокчейн и о решении проблем производительности.
Директор Федерального института промышленной собственности (ФИПС) Юрий Зубов представил слушателям доклад об успехах внедрения в госсекторе блокчейн-технологий, который ФИПС обнародовал на заседании WIPO. "У нас серьезные разработки, мы проводим их и совместно с IPChain, и самостоятельно. В работе сейчас два направления - передача информационного массива, то есть размещение в блокчейн-среде, а также применение блокчейн-технологий в очень важной для нас процедуре, которая способствует дальнейшей коммерциализации и переводу ОИС в область промышленного производства - это называется лицензирование и передача прав", - отметил Юрий Зубов.