О том, насколько это оправдано с точки зрения крупной промышленности, "Российская газета" беседует с депутатом Законодательного собрания Пермского края, председателем Пермского регионального отделения Союза машиностроителей России, управляющим директором АО "ОДК-Пермские моторы" Сергеем Поповым.
Сергей Владимирович, послание губернатора края, с которым он выступил перед депутатами Законодательного собрания Прикамья, это уже практически готовый проект бюджета на предстоящие три года. Как вы оцениваете его направленность?
Сергей Попов: Доклад губернатора показался мне очень насыщенным и динамичным. Я в очередной раз убедился в том, что слова руководителя региона не расходятся с делом. Один из значимых моментов, обративших на себя внимание, - преемственность. Это значит, что задачи, поставленные в рамках бюджета на 2019 год и на период до 2021 года, являются плавным продолжением работы 2017 и 2018 годов.
В первую очередь речь идет о преемственности в выполнении взятых на себя социальных обязательств. Сегодня 70 процентов всех расходов приходится на социальную сферу. Запланировано увеличение финансирования образования и здравоохранения. При этом есть четкая стратегия и точный план реализации. Крайне важно, что речь шла не только о старте новых проектов, но и о продолжении и завершении начатых ранее. Все они обеспечены финансированием, гарантируется их безусловное выполнение, особенно в сфере здравоохранения.
Несмотря на большую социальную направленность, представленный бюджет - это документ, нацеленный на поступательное развитие региона. Только в 2019 году предусмотрено увеличение расходной части бюджета развития до 25 миллиардов рублей.
Приоритетными направлениями остаются строительство и капитальный ремонт дорог, школ, детских садов, больниц и поликлиник, стадионов и спортивных площадок. Несмотря на общественную значимость предлагаемого бюджета, некоторые оппоненты утверждают, что столь сильный социальный уклон рано или поздно может привести к проеданию ресурсов.
Вам, как производственнику, близка такая точка зрения?
Сергей Попов: Производство состоит из людей, а они, выходя за проходную, должны иметь возможность комфортно и удобно жить, то есть иметь доступ к всевозможным услугам, получать качественную медицинскую помощь, давать детям образование в хороших школах, колледжах и вузах, проводить досуг интересно и разнообразно.
Да, завод, работа - это важно. Но помимо этого есть еще просто жизнь. И она в нашем городе должна быть комфортной.
На мой взгляд, в представленном документе нет перекосов. Он сверстан очень разумно и сбалансированно. Говорю это со всей ответственностью, поскольку в "ОДК-Пермские моторы" тоже заканчивается процесс формирования бюджета на 2019-2021 годы.
Я слежу за тем, чтобы в нашем документе соблюдались такие важные моменты, как преемственность и сбалансированность. Если говорить о региональном документе, то в данном случае баланс расходной и доходной частей достигнут. Как член комитета по бюджету Законодательного собрания, я это констатирую.
Если уж мы заговорили о предприятии, которым вы руководите, расскажите о дальнейших производственных планах, ведь доходная часть регионального бюджета будет пополняться в том числе и за счет "ОДК-Пермские моторы".
Сергей Попов: Для предприятия важно, что налоговая политика региона понятна и взвешенна. Мы понимаем, что нас ждет впереди, поэтому можем планировать свои расходы, включая налоговые платежи, исходя из объявленной политики.
Чем сильна Англия? Традициями. Если ты посадил семена, то есть что-то спланировал на будущее, очень важно, чтобы было время для их взращивания, то есть для реализации задуманного. В этом смысле сегодняшняя региональная политика для промышленников оптимальна. Ну а планов у нас достаточно.
До конца года три авиадвигателя ПД-14 будут переданы в корпорацию "Иркут" для летных сертификационных испытаний самолета МС-21. В октябре получен сертификат типа на ПД-14. Это историческое событие для всей авиационной отрасли России.
На следующий год у нас сформирован хороший пакет заказов от "Газпрома" на наземное оборудование. На мой взгляд, "ОДК-Пермские моторы" в этом сегменте рынка обладают наилучшими параметрами цена-качество и, главное, ориентированы на заказчика.
Если говорить о перспективах, то скоро мы приступим к реализации проекта ПД-35, который потребует серьезных инвестиций в модернизацию завода и испытательной базы. Эта работа, которой завод будет системно заниматься вместе с КБ и другими предприятиями отрасли до 2027-2028 годов.
А что в послании губернатора было особенно ценным для вас как для депутата Законодательного собрания Пермского края?
Сергей Попов: Для меня и моих избирателей важно, что в рамках адресной инвестиционной программы региона предусмотрены бюджетные ассигнования на строительство детской поликлиники в Свердловском районе краевой столицы, а также строительство нового учебного корпуса и реставрацию главного корпуса Пермского авиационного техникума имени Швецова. Проект имеет важнейшее значение для машиностроительной отрасли Прикамья, прежде всего для "ОДК-Пермские моторы".
В связи с этим еще раз подчеркну важность бюджетной преемственности. Работа, начатая в 2018 году, продолжится, и крайне нужные людям объекты будут завершены.