23.10.2018 18:18
Экономика

Зачем Сбербанк и ВТБ решили создать региональную авиакомпанию

Сбербанк и ВТБ обсуждают создание региональной авиакомпании
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Столичный выпуск: №238 (7701)
Сбербанк и ВТБ не исключают инвестиций в создание регионального авиаперевозчика и рассчитывают на финансовую поддержку государства.
Читать на сайте RG.RU

Инвестиции могут составить не менее одного миллиарда долларов, но проект должен быть реализован на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), передает слова главы ВТБ Андрея Костина РИА Новости. Других подробностей пока нет.

Запущен самый длительный беспосадочный авиарейс в мире

Глава минтранса Евгений Дитрих поддержал инициативу, но ждет, когда будут представлены детали проекта.

Зачем же банкам вкладывать средства в непрофильный актив? Cоздание авиаперевозчика, который пользуется услугами банковской лизинговой "дочки", - хороший способ заставить деньги работать. Был бы спрос.

В России более ста авиакомпаний выполняют коммерческие полеты, на десять из них приходится основная часть объемов перевозок на магистральных рейсах. Остальные как раз выполняют региональные перевозки (полеты внутри федеральных округов, регионов и местных линий). Не хватает лишь сетевого регионального перевозчика, который развивает фидерные программы, отметил в беседе с "РГ" главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Федор Борисов.

В Европе такие компании подвозят пассажиров к рейсам магистральных авиакомпаний. Они заключают партнерские соглашения с крупными магистральными перевозчиками и за "подвоз" пассажира даже имеют денежные бонусы. А пассажиру удобно, что он может купить один билет в рамках такого регионального альянса и не думать, как он доберется с пересадками до конечной точки. Это поднимает и спрос на региональные перевозки, и способствует появлению региональных хабов. В России такой механизм отсутствует, причина - основной игрок на рынке входит в международный альянс SkyTeam, где довольно высокие стандарты.

Новая компания могла бы заняться "подвозом" пассажиров к хабам магистральных авиаперевозчиков

Банки могли бы занять нишу фидерного перевозчика, но он должен работать на равных условиях с другими региональными авиакомпаниями, а не жить за счет прямых субсидий из бюджета. В последнем случае есть риск, что этот проект задушит региональных мелких перевозчиков, которые сейчас летают в том числе благодаря программам субсидирования полетов. Существующие небольшие авиакомпании могут не выдержать конкуренции, и останется кто-то один. Тогда можно будет поговорить о монополии на региональных маршрутах, что может отрицательно сказаться на цене билета. А минтранс выступает за конкуренцию: шире рынок - ниже цены.

Росавиация между тем сообщила, что заявок не получала, но готова принять участие в консультациях по выбору типов воздушных судов и проработке маршрутной сети нового перевозчика.

Банки Авиатранспорт ВТБ Сбербанк