Инвестиции могут составить не менее одного миллиарда долларов, но проект должен быть реализован на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), передает слова главы ВТБ Андрея Костина РИА Новости. Других подробностей пока нет.
Глава минтранса Евгений Дитрих поддержал инициативу, но ждет, когда будут представлены детали проекта.
Зачем же банкам вкладывать средства в непрофильный актив? Cоздание авиаперевозчика, который пользуется услугами банковской лизинговой "дочки", - хороший способ заставить деньги работать. Был бы спрос.
В России более ста авиакомпаний выполняют коммерческие полеты, на десять из них приходится основная часть объемов перевозок на магистральных рейсах. Остальные как раз выполняют региональные перевозки (полеты внутри федеральных округов, регионов и местных линий). Не хватает лишь сетевого регионального перевозчика, который развивает фидерные программы, отметил в беседе с "РГ" главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Федор Борисов.
В Европе такие компании подвозят пассажиров к рейсам магистральных авиакомпаний. Они заключают партнерские соглашения с крупными магистральными перевозчиками и за "подвоз" пассажира даже имеют денежные бонусы. А пассажиру удобно, что он может купить один билет в рамках такого регионального альянса и не думать, как он доберется с пересадками до конечной точки. Это поднимает и спрос на региональные перевозки, и способствует появлению региональных хабов. В России такой механизм отсутствует, причина - основной игрок на рынке входит в международный альянс SkyTeam, где довольно высокие стандарты.
Банки могли бы занять нишу фидерного перевозчика, но он должен работать на равных условиях с другими региональными авиакомпаниями, а не жить за счет прямых субсидий из бюджета. В последнем случае есть риск, что этот проект задушит региональных мелких перевозчиков, которые сейчас летают в том числе благодаря программам субсидирования полетов. Существующие небольшие авиакомпании могут не выдержать конкуренции, и останется кто-то один. Тогда можно будет поговорить о монополии на региональных маршрутах, что может отрицательно сказаться на цене билета. А минтранс выступает за конкуренцию: шире рынок - ниже цены.
Росавиация между тем сообщила, что заявок не получала, но готова принять участие в консультациях по выбору типов воздушных судов и проработке маршрутной сети нового перевозчика.