В мэрии Мадрида полагают, что эти изменения позволят лучше обеспечивать безопасность пешеходов, а также сделают более популярной езду на велосипеде. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, при скорости в 50 км в час вероятность получения в ДТП тяжелой травмы или летального исхода возрастает в восемь раз по сравнению с ДТП на скорости 30 км в час. Кроме того, эта инициатива по снижению разрешенной скорости снизит уровень загрязнения окружающей среды (это довольно актуально для Мадрида, поскольку власти испанской столицы за последние годы так и не смогли привести качество воздуха в соответствие с нормами ЕС, и если в ближайшее время это не исправить, стране грозят серьезные санкции).
Вступившие в силу изменения ПДД касаются не только автомобилистов. Теперь велосипедисты в Мадриде имеют право поворачивать направо на красный сигнал светофора (естественно, приоритет отдается при этом пешеходам), а владельцы электрических самокатов больше не смогут ездить по тротуарам, отныне передвигаться они должны либо по велосипедным дорожкам, либо по улицам, где скорость ограничена теми самыми 30 км в час. Впрочем, на некоторых улицах, где тротуар находится на уровне проезжей части, приоритет отдается исключительно пешеходам. Автомобиль же (или другое транспортное средство) обязан двигаться не быстрее 20 км в час.
Кстати, Мадрид не единственный город в Европе, где власти предпринимают столь радикальные решения ради улучшения экологии и обеспечения безопасности жителей. Так, в Париже после недавно проведенного эксперимента решили запретить передвигаться на автомобилях каждое первое воскресенье месяца с десяти утра до шести вечера. Парижанам так понравилась тишина, возникшая на улицах в тот день (уровень шума снизился на три децибела), что власти решили почаще баловать их такими подарками. Конечно, в день без автомобиля исключения сделаны для общественного транспорта, такси, ремонтных рабочих, людей, посещающих службы в храмах. Вот только им всем придется придерживаться максимального ограничения скорости в 20 км в час.
Впрочем, и в обычные дни на части парижских улиц больше нельзя ездить быстрее 30 км в час. Кстати, в последние годы такой скоростной режим ввели во многих европейских городах (касается он, естественно небольших улочек), несмотря на то, что формально можно разгоняться до 50 км в час. Официальная максимально разрешенная скорость ниже только в городах трех стран: Британии (48 км в час), Албании и Андорре (40 км в час).
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"