На родине Элема Климова, в Волгограде, может появиться кинофестиваль его имени. Родные и друзья режиссера готовят заявку на президентский грант. В Союзе кинематографистов РФ уже пообещали поддержку будущему форуму.
- Для меня фестиваль имеет огромное значение. Это будет знакомство зрителей с настоящим кино. Подумаем над концепцией: авторские или развлекательные фильмы. Но ведь Элем делал авторское кино для людей, - отметил брат режиссера Герман Климов.
- Отец снимал разное кино: детское ("Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен"), военное ("Иди и смотри"), историческое ("Агония"), спортивное ("Спорт, спорт, спорт"), - объясняет сын режиссера Антон Климов. - Поэтому нет никаких ограничений по жанрам.
А название у фестиваля уже есть. Лучше и не придумаешь: "Иди и смотри".
Друзья великого режиссера рассказали "РГ", как он собирался поставить булгаковского "Мастера".
- В конце 80-х я был ассистентом Климова, когда он запускал в производство "Мастера и Маргариту". Вместе с братом Элем Германович писал сценарий. А мне отвели "дьявольщину": я собирал материал по всякой чертовщине, общался с экстрасенсами, - вспоминает режиссер Александр Смольянинов. - И вот второй режиссер Маша Чугунова выдала мне технику, чтобы записать "барабашку". Поехали мы с Элемом Германовичем на Лихоборскую набережную. Там в одной квартире якобы завелся домовой: с людьми он общался при помощи стука. С ним даже в "Спортлото" так играли. И вот началось! В тот день у меня вырисовался флюс на всю щеку. Прибыли мы на место - никто не стучит. А диктофон и фотоаппарат не работают.
Исполнителей на роли булгаковских героев искали по всем театрам СССР: просили присылать свои фото. Но актеры не ограничивались письмами, они приезжали лично. В лицо Элема Климова знали немногие. Поэтому немало внимания от настойчивых провинциалов перепадало и другим членам съемочной группы. Идешь себе по коридору "Мосфильма", вдруг кто-то дергает тебя за рукав. Оборачиваешься - стоит незнакомец и выразительно читает заученный монолог. Брату Элема сценаристу Герману Климову актрисы названивали по ночам и вкрадчиво намекали на то, что лучше них никто не справится с главной женской ролью.
Те, кто читал сценарий, написанный братьями Климовыми, отмечают грандиозность замысла. К сожалению, этот фильм так и не был снят. Проект оказался слишком дорогим. А страна вступила в эпоху, когда на искусство денег почти не выделялось.
- Элему публично предлагали деньги на пленуме кинематографистов в 1986 году. Савва Кулиш с трибуны говорил о проблеме, из-за которой Климов не может снимать. И из зала донесся выкрик: "Я ему могу дать", - вспоминает доктор искусствоведения Валерий Фомин. - Это был кинопрокатчик, сколотивший состояние на показе американского кино и продаже гвоздик. Все поворачиваются к Климову, он молчит. "Я все отдам!" - заявляет прокатчик. "Хорошо бы узнать, откуда у вас эти деньги", - отрезал Климов.
Снятая в 1985 году драма "Иди и смотри" так и осталась последним климовским фильмом. Кстати, удачное название придумал брат Герман. За это режиссер наградил его бутылкой коньяка.
- Я занимался отловом "Маргарит", чтобы они не докучали отцу, - со смехом вспоминает сын режиссера Антон Климов. - Они писали длинные "пергаменты" по полтора метра, иногда даже кровью: "Мы встретились в других мирах, и вот..." Отцу звонили с раннего утра. Он дал мне полномочия отшивать всех, кто не знает правил приличия. Был 1987 год, мне четырнадцать лет. И вот как-то в восемь утра, подняв трубку, я услышал хорошо знакомый голос, зовущий отца к телефону. Я послал собеседника на те самые три буквы и поинтересовался, где он учился, какое воспитание получил, раз позволяет себе названивать в такое время. Повисла небольшая пауза, после которой голос произнес: "Передайте Элему Германовичу, что звонил Михаил Сергеевич Горбачев". У меня коленки подогнулись, и я пошел к отцу. Папа без робости объяснил президенту, что сам дал мне поручение оберегать его сон. За три минуты инцидент был исчерпан. Хотя со мной отец, конечно, серьезно поговорил после этого.