Краски и лаки нужны для строительства и ремонта зданий, производства локомотивов, вагонов, автомобилей, судов и самолетов, изготовления мебели и бытовой техники, защиты металлов и древесины и еще для очень многих целей.
Сегодня на российском рынке представлен широкий диапазон промышленных и бытовых красок, а его емкость эксперты оценивают в 3 миллиарда долларов. Потребление лакокрасочных материалов (ЛКМ) от года к году растет, но пока в среднем на душу населения в нашей стране ежегодно используется лишь 10,7 литра, тогда как в США эта цифра достигает 20 литров. Пока еще в потреблении промышленных красок и лаков высока доля импорта - в 2017 году 45 процентов.
Но усилия по развитию отрасли и стимулы для локализации зарубежных компаний уже приносят плоды. За пять лет (с 2012 по 2017 год) введены новые мощности по выпуску лакокрасочных материалов общего объема до 185 тысяч тонн в год. Всего же производственный потенциал отрасли составляет около двух миллионов тонн. Даже на фоне быстрого роста всей химической промышленности (7 процентов в год) темпы роста производства ЛКМ выглядят впечатляюще - 10 процентов в 2017 году по сравнению с 2016 годом.
- Объем отгруженной продукции собственного производства в 2017 году вырос на 60,8 процента, - рассказал профессор РХТУ им. Менделеева Михаил Квасников. - Прибыль в секторе за 2012-2016 годы увеличилась в 2,5 раза, а инвестиции в основной капитал - в 4 раза, объем основных фондов - на 29,5 процента.
Большую роль в этом сыграла локализация производств ведущими мировыми производителями ЛКМ. Только в 2015 году девять компаний вложили в российскую лакокрасочную промышленность более 42 миллиардов долларов. В отрасли широко внедряют новейшие, так называемые "пейнт-технологии". В них выделяют несколько направлений. Это создание экологически безопасных ЛКМ (водных, порошковых, с высоким сухим остатком, радиационного отверждения и т.д.). Это современные технологии антикоррозионной защиты металлоизделий, газо- и нефтепроводов и хранилищ. Разработка гибких блочно-модульных малоотходных схем производства ЛКМ. А также эффективные безотходные системы нанесения ЛКМ и создание ЛКМ со специальными свойствами (для судостроения, авиационной промышленности, космоса и т.д.). Все это открывает самые широкие перспективы для отрасли.