Глава государства предложил начать с планов создания региональных хабов, а затем поговорить о перевозке. Савельев подготовил презентацию планов на пять лет, тем более, что компания в 2023 году отметит вековой юбилей. Задача номер один - перевезти от 90 до 100 млн пассажиров. Вторая - нарастить транзитный поток из Юго-Восточной Азии. "Для этого как раз нужен региональный хаб", - заметил докладчик. "И в соответствии с майскими указами, где вы обратили внимание на развитие перевозочных мощностей именно в средней полосе России, мы предлагаем выбрать четыре базовые точки, одна из которых будет хабом", - сказал он. У компании также есть задача по строительству и вводу в эксплуатацию 200 отечественных авиалайнеров.
В 90-м году "Аэрофлот" был в Книге рекордов Гиннесса (перевозил 139 млн человек). В 1994 году эта цифра упала до 3,1 млн. "2009 год - это как раз точка, когда я пришел в "Аэрофлот", "Аэрофлот" с двумя дочерними компаниями перевозил 11,1 млн человек, - вспомнил докладчик. - В 2017, прошлом, году мы официально вошли в двадцатку глобальных перевозчиков, мы стали 19-й компанией, перевезя 50,1 млн человек как группа "Аэрофлот". В этом году группа перевезет 56 млн, ожидает он: "И нам очень важно дойти вот в эту точку (мы называем этот график "улыбкой"), восстановить эту "улыбку", чтобы мы реально улыбались, чтобы "Аэрофлот" опять стал глобальной авиакомпанией и вошел в десятку лидеров мировых авиакомпаний".
Мировой рынок развивается ежегодно при росте 6,5 процента, европейский - 4 процента. И везде основные драйверы роста - лоукостеры, заметил Савельев. Он рассказал об успехах "Победы", которая вошла в десятку лоукостеров в Восточной Европе по объемам перевозок.
Несмотря на ситуацию на российском рынке, темп роста был 10,4 процента до прошлого года, привел цифры глава "Аэрофлота". По оценкам экспертов, наблюдается 6,4 процента роста, поэтому к 2023 году достичь 189 млн - вполне реально. Мировой рынок с 2009 года по 2017 увеличился в 1,7 раза, российский - в 2,2 раза. "Аэрофлот" вырос в 4,5 раза. "По перевозке пассажиров в 2009 году мы были на 68 месте в мире, сейчас - мы 19-е... В Европе мы были 15-е, сейчас - мы 5-е, не считая двух лоукостеров, Ryanair и EasyJet", - сравнил докладчик. Поэтому было решено "на пятилетку досрочно принять новые показатели", уточнил он. "У нас, как вы помните, самый молодой парк в мире среди авиакомпаний - свыше 100 самолетов. Мы хотим остаться в премиальном сегменте", - подчеркнул Савельев. "А вот "Победу", которая в этом году уже перевезла 5 млн, перевезет семь, мы должны нагружать существенно. Темп роста будет очень яркий, и мы реально можем перевезти 25-30 млн к 23-му году", - пояснил он.
Рассказал докладчик и о судьбе авиакомпании "Россия". "Мы хотим ее оставить и придать ей роль социальной компании, потому что там не очень новые самолеты, нам в наследство достались от "Трансаэро", - сказал он. "Мы их сейчас полностью модернизировали, мы увеличили у авиакомпании "Россия" корабли в эконом-классе, потому что плоские тарифы распространяются только на эконом-класс. И поэтому мы будем использовать именно "Россию". "Аэрофлот" тоже будет летать, но в большинстве своем будет "Россия". И "Аврора" - региональная компания, которая увеличится в два раза к 23-му году", - уточнил он.
"Победой" воспользовались уже 2 млн человек, которые раньше никогда не летали. "Она сложная, к ней много вопросов, претензий, но она имеет загрузку 94 процента, и прибыль - она уже два года дает чистую прибыль по 3,5 млрд, - сообщил Савельев. - Наша инвестиция в "Победу", по бизнес-плану, должна была быть 100 млн долларов. Мы проинвестировали 50. Две оценки, прямое сравнение и математическая модель, которую сделали эксперты, показывают, что она стоит 612 млн долларов. Вот сегодняшняя цена "Победы". И она дальше будет развиваться совершенно успешно".
Так как керосин подорожал, чтобы не дорожали билеты и сохранились плоские тарифы, была перераспределена нагрузка, объяснил глава компании: "Если "Аэрофлот" берет на себя долю на Дальний Восток 56 процентов, а "Россия" - 44, сейчас пропорция будет обратная: чуть больше полетит "Россия", чуть меньше - "Аэрофлот", чтобы высвободить корабли "Аэрофлота" для конкуренции на азиатских рынках". "Но для населения увеличение в целом емкостного предложения по плоским тарифам будет на 9 процентов", - уточнил он и заметил, что принес письмо о плоских тарифах, которое хотел бы обсудить отдельно.
"У нас уникальное расположение. Вот это "пятно", которое есть в Юго-Восточной Азии, здесь примерно 520 млн туристов, которые постоянно двигаются в Европу. Мы этот поток хотим немножко разбавить", - заметил глава компании. Ведь до Европы через Россию ближе, а у "Аэрофлота" самые низкие цены, добавил он. "Мы уже второй год подряд становимся самой любимой иностранной авиакомпанией в Китае, мы оттеснили "Катарские авиалинии", а они пятизвездочная компания", - сравнил Савельев. "Мы реально можем нарастить поток транзита, что очень важно для нашей устойчивости, и финансовой, и производственной, с 5 млн до 10-15 млн", - уверен он.
Зашла речь и о хабах. "Мы хотим рассматривать четыре точки: это Сочи, где мы будем базироваться, а не просто летать, Екатеринбург, где мы будем базироваться, Новосибирск и Красноярск", - перечислил Савельев. Идут переговоры с аэропортами. Хаб появится либо в Красноярске, либо в Екатеринбурге. "А Владивосток?" - спросил Путин. "Там как раз будет региональная наша авиакомпания "Аврора", - ответил собеседник. По его словам, это тоже будет хаб. И еще в списке по региональным маршрутам - Хабаровск.
Рассказал докладчик и об отечественных самолетах. В парке 50 машин Sukhoi Superjet и на 100 подписано соглашение. "И мы ждем 50 машин МС-21. Все эти 200 машин до 2023 года мы надеемся запустить", - уточнил он.
"Мы перевезем порядка 90-100 млн пассажиров, международный транзит - 10-15 млн пассажиров, парк самолетов - общий, на всю группу - будет 520 машин, из которых 190 будут отечественного производства. Выручка группы будет 1,3 трлн рублей и рыночная капитализация, по нашим оценкам, несмотря ни на что, может вырасти до 400 млрд рублей", - подытожил Савельев.
"Как в этом-то году работаете по пассажиропотоку?" - поинтересовался глава государства. "Если в прошлом году мы перевезли 50 млн, то в этом году будет 56 млн, - сказал руководитель компании. - "Аэрофлот" вырастет примерно на 10 процентов, вся группа на 11,8". "Но существенный рост дает "Победа". Она, конечно, исключительно востребована. Куда бы она ни приходила, цены падают моментально на 25 процентов, - отметил он. - "Победа" ведет себя жестко, но все губернаторы хотят, чтобы "Победа" летала, потому что все-таки для населения, у которого нет денег на более серьезные компании, "Победа" очень востребована. Поэтому мы ее будем развивать".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"