16.01.2019 20:02
Культура

В Екатеринбурге показали, как кается Мария Магдалина

В Екатеринбурге показали одну из самых загадочных картин Рубенса
Текст:  Марина Порошина (Екатеринбург)
Российская газета - Неделя - Урал: №9 (7767)
- Нам есть чем удивлять город! - пообещал в прошлом году на открытии Международного центра искусств "Главный проспект" его создатель Олег Гусев. И Екатеринбург, очнувшись от затянувшихся новогодних праздников, в самом деле радостно удивился.
Читать на сайте RG.RU

Выставка "Питер Пауэл Рубенс и его время", подготовленная совместно с Ирбитским государственным музеем изобразительных искусств, - настоящий пир для знатоков и профессионалов. Но и неискушенному зрителю, которому мало что говорит словосочетание "фламандское барокко", экспозиция сулит немало открытий чудных.

Почему Марию Магдалину пытаются выставить соблазнительной распутницей

Центральную часть заняла выполненная маслом работа Рубенса "Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой" - блестящий образец жизнелюбивого, яркого, чувственного искусства фламандского гения. Увидеть шедевр в подлиннике - уже само по себе событие. Льющийся из окна свет обнимает главную героиню, Магдалину: сияние атласного платья и золота роскошных волос, гладкость и теплота кожи, блеск глаз, прозрачные слезы, кажется, такие искренние... Завороженный зритель долго не может отвести глаз от "прелестной грешницы, одного из совершеннейших созданий Рубенса в его творчестве, столь наполненного женскими образами", как подметил выдающийся историк искусства Эжен Фромантен.

А потом… потом зритель переводит глаза на вторую женщину. Всматривается в позу, выражение лица Марфы. И открывает картину заново (право, занятно наблюдать за отражением этого процесса на лицах). Да, сестры воплощают два пути христианского служения: действенный и духовно-созерцательный. Но, возможно, Рубенс хотел сказать что-то еще? Перед нами одна из тех картин, которые вовлекают в свой мир, делают соучастником событий, и от одного этого захватывает дух.

Перед нами одна из тех картин, которые вовлекают в свой мир, делают соучастником событий, и от одного этого захватывает дух

Удивительна и полна загадок история жизни (иначе не скажешь) самого полотна. Написанное четыреста лет назад, оно явилось зрителям лишь в конце XIX века… в Санкт-Петербурге, в коллекции профессора медико-хирургической академии Александра Якобсона. После революции картина попала в запасники Эрмитажа, считалась копией, и лишь поэтому в 1975 году ее передали в музей Ирбита по просьбе его директора Валерия Карпова.

- Я был убежден: копия не может быть выполнена столь мастерски, именно тогда я впервые задумался о том, что это подлинник, - говорит директор музея.

Но правота Валерия Карпова подтвердилась лишь спустя сорок лет: в 2012 году наконец выделили деньги на реставрацию, и эксперты Государственного научно-исследовательского института реставрации, проведя множество исследований, подтвердили: это Рубенс. Тогда провинциальному уральскому музею пришлось отстаивать свое право владеть картиной, стоимость которой в разы превышает годовой бюджет Ирбита, - и Марфа с Магдалиной остались на Урале.

Кстати

Отдельный зал экспозиции отдан под знаменитую серию гравюр по живописным оригиналам "Жизнь Марии Медичи": шедевр средневекового пиара и блистательный образец работы Рубенса на заказ. Цикл картин, раскрывающих этапы своей биографии, заказала тогда уже прославленному мастеру в начале 1662 года королева Франции Мария Медичи, пожелавшая украсить ими Люксембургский дворец.

В Екатеринбурге открыли проект в честь небесной покровительницы города

- Этот заказ оказался одним из самых сложных в творчестве Рубенса, - рассказывает искусствовед Маргарита Пашкова. - Художнику понадобилось воображение, чтобы изобразить надменную, жадную и тщеславную интриганку, как характеризовали королеву современники и историки, средоточием добродетелей.

Но Рубенс был еще и опытным дипломатом, поэтому стороны остались довольны сотрудничеством, а мы триста с лишним лет спустя замираем перед шедеврами мировой живописи и графики.

Кроме того, на выставке представлены гравюры с живописных произведений Рубенса, выполненные его современниками. Художники и красавицы, святые и грешники, обитатели дворцов и завсегдатаи кабаков - лишенные сияющих рубенсовских красок, закованные в черно-белое, они все равно остаются живыми, чувственными и драматичными. "Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, ибо Рубенс - Бог", - писал художник Эжен Делакруа.

Живопись Музеи и памятники Екатеринбург Урал и Западная Сибирь