10.03.2019 22:16
Культура

Максимов: Современная молодая режиссура - монолог о собственной фантазии

Текст:  Андрей Максимов (писатель, телеведущий)
Российская газета - Федеральный выпуск: №52 (7810)
Все-таки хорошо, что у нас есть как бы две "Золотых маски". Одна - конкурс, по поводу которого все время случаются всякие скандалы, непонимания, ходят слухи. Те, кто получил "Маску", утверждают: это самый крутой конкурс на свете. Те, кто не получил, - что все не честно; заранее известно; что опять всем рулит театральная критика… Зрители, не зная, кому верить, к конкурсу относятся с почтением, однако ходить предпочитают на те спектакли, про которые рассказывает "сарафанное радио", вне зависимости от наград и премий.
Читать на сайте RG.RU

Но - слава Тебе, Господи - есть еще вторая "Золотая маска" - фестиваль, на котором показывают интересные постановки. Есть на этом фестивале программа "Детский weekend", которая в этом году открылась спектаклем "Считалка" по пьесе Т. Мелашвили (перевод А. Эбаноидзе) в постановке Жени Беркович.

Сразу скажу: мне очень нравится эта "масочная" затея - "Детский weekend". Мы привыкли, что детский спектакль - это все смех да приключения, забыв завет великого Станиславского: "Для детей надо играть как для взрослых, только лучше". Сейчас я бы немножко перефразировал: "Как для взрослых, только серьезней".

Удивительное дело! Подростки - главные зрители кинотеатров, театром практически игнорируются. Такой возрастной категории нет, на них мало кто ориентируется. Как говорится, испытано на себе: я давно хочу сделать спектакль именно для подростков по одной из повестей моего любимого Роберта Льюиса Стивенсона, и в театрах пожимают плечами - для детей - пожалуйста, для взрослых - ради Бога, а для подростков… Их еще надо в театр затащить.

Я не думаю, что создатели "Считалки" делали свой спектакль именно для подростков. Но для меня принципиально важно, что он вошел в программу "Детский weekend". Потому что это спектакль о самом главном: о жизни, смерти и любви. На мой взгляд, с подростками если и говорить в театре, то именно о самом главном - пустых разговоров им и так хватает, но люди 14+ всегда, в любое время, вопреки всяким гаджетам, хотят, чтобы с ними говорили серьезно и про важное.

Для детей - пожалуйста, для взрослых - ради Бога, а для подростков… Их еще надо в театр затащить

Несколько актрис во главе с Женей Беркович собрались вместе ни под чьей эгидой (продюсер спектакля Ксения Адамович), чтобы сыграть в Боярских палатах - такая есть в Москве театральная площадка, кто не в курсе - чтобы сыграть в маленьком пространстве о том, о чем им хотелось. Это история совсем не про деньги, не про желание заработать. Это история про желание высказаться. Взять маленького человека, подростка, погрузить его в невероятно обостренную ситуацию войны и наблюдать за тем, как он будет взрослеть.

Неведомый мне до сей поры, но явно замечательный художник Ксения Сорокина в крошечном и не весьма театральном пространстве создала мир, в центре которого… куклы. Огромные, сидящие на стульях, куклы, которые на наших глазах оживают и становятся полноправными участниками сценического действа.

Белорусский режиссер поставил в омском "Арлекине" необычный спектакль о любви

"Считалка" - это история о войне. О простых девочках-подростках, которые вынуждены взрослеть на войне.

Люди становятся жертвами игр политиков. Как только спектакль уходит в политические аллюзии (особенно в финале), мне становится не интересно. Я вообще не любитель публицистики в театр. Я наверняка человек не современный, но для меня театр - это про людей, про жизнь, смерть и любовь, а не про политику.

И когда актрисы перевоплощаются в разных персонажей, когда я вижу на сцене взросление людей - я понимаю: вот театр. И хочется сказать спасибо Н. Горбас, М. Цигаль-Полищук, А. Сапожниковой, А. Черкасовой-Служитель, Ю. Скириной, И. Сова за то, что банально, но точно называется "чудо театра".

В центре спектакля Елена Махова. Смею думать, что это - выдающаяся актерская работа, глядя на которую я думал: как же много сегодня актеров и актрис, которые, не имея, увы, постоянного театра, все-таки умудряются не похоронить свой талант.

В Уфе прошла премьера спектакля о глухой девочке

Она появляется из кучи тряпья, словно восстает из грязи для того, чтобы вести всю эту историю. Она и рассказчик, и участник. Из девочки актриса на наших глазах превращается в гордого человека. Махова почти не уходит со сцены, и каждое мгновенье, каждую секунду - она живет. От нее невозможно оторваться: кажется, что ты пропустишь что-нибудь самое важное. Очень легко, иногда просто весело, Махова играет трагическую историю взросления человека на войне.

Я уже не раз писал о том, что, на мой взгляд, современная молодая режиссура - это режиссура закомплексованных людей, которые не ставят своей целью раскрыть текст или актера. Главное: раскрыть себя, показать, какой я молодец, как я умею придумать и то, и другое, и третье… Это режиссура - монолог о собственной фантазии.

Современная молодая режиссура - это режиссура закомплексованных людей, которые не ставят своей целью раскрыть текст или актера

Нельзя сказать, что Женя Беркович вовсе не такая. Ее режиссура, я бы сказал, - избыточна: ни слова в простоте, редкие паузы… Плохо это или хорошо? Я не знаю. Это такая режиссура, и она не может быть другой. Но в данном случае, я думаю, у Беркович просто не было выхода: она должна была превратить в театр не больно-то театральный текст. И она справилась с этим с блеском. Можно только поражаться режиссерской фантазии - придумок в этом спектакле хватило бы не на одну постановку. Это очень плотная режиссура - постановка без пауз. Но именно эта плотность затягивает и не дает скучать.

Беркович здорово умеет работать с актерами: здесь нет ни одной неудачной роли, все блестяще сделано и сыграно.

Спасибо, театр, за то, что ты все-таки умеешь быть чудом!

Драматический театр