17.03.2019 22:30
Культура

В Новокуйбышевске инсценировали роман Чингиза Айтматова

В Новокуйбышевске инсценировали роман Чингиза Айтматова
Текст:  Ирина Чечурина (Самара)
Российская газета - Столичный выпуск: №58 (7816)
Это первый спектакль уже известного театра из Новокуйбышевска, который родился из пластики. Более полугода хореограф Анастасия Шаброва работала с актерами над этюдами, пытаясь создать историю об отношении мужчины и женщины. Но в процессе стало ясно, что метафорам движения, света и музыки не хватает цементирующего слова. В поисках сюжета обратились к роману Чингиза Айтматова "И дольше века длится день".
Читать на сайте RG.RU

Литературной основой спектакля стала "Легенда о манкурте", повествующая о жестоком племени жуаньжуанов, которое надевало на голову пленным шкуру верблюда, и та, высыхая, причиняла несчастным боль и лишала их памяти.

Театр "Урал Опера Балет" показал в Москве помолодевшую "Пахиту"

На маленькой сцене театра разворачивается многослойная история не о рабе, а о сильной и страстной матери Найман-Ане. Ее исполняет молодая актриса театра Екатерина Кажаева, которая через все действие проносит образ птицы. Платок на плечах героини - это и крылья, и укрытие, и скорбь. Мать - единственная из женщин племени идет на поиски сына, главного мужчины своей жизни. Ей нет дела до целей войны, но она остро чувствует несправедливость насилия, отбирающего жизнь, созданную ей. "Просто живой. Разве этого мало?" - именно эта мысль толкает ее в опасный поход.

На сцене - бордово-коричневая сарозекская степь. А над ней - два оплетенных светящихся шара - желтый и голубой. Они появляются одновременно, символизируя мужское (Солнце) и женское начало (Луна). И женское тут оказывается главенствующим в образах матери и рассказчицы. Мужчины - воины, лишь пластический хор и грубая сила. Практически обезличен и сам манкурт (Арсений Плаксин).

"Я сирая верблюдица, пришедшая вдохнуть запах шкуры верблюжонка, набитого соломой", - горюет мать. И от этой всеобъемлющей любви словно просыпается душа и в ее безропотном юноше. "Вспомни, ты чей? Как твое имя?" - будет вновь и вновь повторять мать. Но сын не помнит своих корней.

В прокат вышел фильм Джоны Хилла "Середина 90-х"

"Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?!" - говорит Айтматов устами своей героини Найман-Аны. Ее любовь творит чудеса. Хотя бездушный манкурт по приказу хозяина убивает мать, сам он снимает в финале шлем, символизирующий беспамятство. И в этом видится надежда, что "данное свыше никто не может отнять", и приглашение зрителя к раздумьям "о боге, о солнце, о себе".

Прямая речь

Денис Бокурадзе, художественный руководитель театра-студии "Грань":

"Грань" - авторский театр. Поэтому я ставил режиссеру Виктору Трегубову, который впервые ставит на нашей сцене, задачу - понять эстетику, стиль, направление движения театра. Мы понимаем с ним друг друга и по-человечески, и в плане работы над материалом, несмотря на то, что это был его дебют в нашем театре. В этом сезоне он сделает еще одну постановку.

Театр Самарская область Средняя Волга