Компания Mercury выступила инициатором создания чайного сервиза, оформленного работами Марка Шагала, обратившись к французской фарфоровой мануфактуре Bernardaud. В результате на свет появилась адресованная специально российским покупателям коллекция "Букет цветов Марка Шагала", в основу которой легло семь картин художника, в том числе, 5 монотипий его средиземноморского периода.
Chagal PlatesГлавной темой сервиза стал букет - Шагал обратился к ней после знакомства в 1909 году с будущей женой и музой Беллой: "Именно Белла принесла мне первый цветок… Мы можем долго рассуждать о значении цветов, но для меня они олицетворяют саму жизнь. Необходимость", - вспоминал художник.
Белла приносила букеты, а Шагал восхищался, вдыхал ароматы, впитывал краски - и рисовал. Цветы стали знаковым элементом его творчества, одним из символов, в который художник вкладывал двойной смысл. С одной стороны, его букеты олицетворяли идеальную красоту и невинность, с другой - конечность жизни, ее последние мгновения: ведь сорванные цветы обречены на быстрое увядание.
Экспериментировавший в течение жизни с разными техниками, в 1962 году, после возвращения во Францию из вынужденной эвакуации в Америку, Шагал обратился к монотипии. Суть метода в том, что изначально рисунок наносится красками на гладкую поверхность - лист меди или плексигласа, а затем отпечатывается на бумаге. Для правильной цветопередачи нужно максимально точно распределить давление и увлажнить бумажную поверхность - только так можно получить оптимальный баланс между прозрачностью и насыщенностью оттенков готового оттиска. Другая особенность техники в том, что она не предоставляет возможности второй попытки: монотипия - это метод создания одного уникального отпечатка.
Уже через 7 лет, в 1975 году, по заказу женевского издателя Джеральда Крамера Марк Шагал создал 300 монотипических рисунков. Выбранные для фарфорового сервиза монотипии он создавал в течение последних двух лет работы в этой технике: когда его мастерство в ней достигло максимального совершенства.