В тесноте и в обиде
Что такое Щелковское шоссе в масштабах страны? Федеральная трасса в восточной части столичного региона с восемью полосами движения на территории Москвы и двумя - четырьмя - на территории области. Расчетная нагрузка, по данным Росавтодора, - 25 тысяч машин в сутки. Магистраль примыкает к национальному парку "Лосиный Остров" и проходит через три подмосковных муниципалитета: Балашиху, Щелково и Черноголовку.
В этих городских округах проживают более 700 тысяч человек. И еще столько же имеют на Щелковском направлении дачи. Для всех этих людей Щелковское шоссе - личная каторга, ежедневная или еженедельная. Добровольная газовая камера по пути домой, на дачу или работу. Потому что реальная нагрузка трассы составляет порядка 70 тысяч автомобилей в осенне-зимний период и более 90 тысяч - в дачный сезон. Дорога давно не справляется с транспортным потоком, некоторые участки стоят почти круглосуточно.
Необходимость расширения Щелчка, как в просторечии называют эту трассу автомобилисты, назрела давно. "Еще в 2012 году "Центравтомагистраль" заключила госконтракт на выполнение инженерных изысканий для реконструкции Щелковского шоссе на участке от МКАД до 32-го километра", - рассказали "РГ" в Росавтодоре. Было предложено три возможных варианта реконструкции - и ни одного легкого. В первом нужно было заходить на территорию "Лосиного Острова". Во втором - сносить жилые кварталы. Третий вариант не угрожал ни деревьям, ни людям, но стоил как космодром Байконур - расширить шоссе предлагалось подземным тоннелем.
"Еще в то время говорилось, что самым оптимальным вариантом стало бы строительство дублера - нового направления дороги протяженностью 19,4 километра, с восемью полосами движения и семью транспортными развязками на разных уровнях", - утверждают в Росавтодоре. Но к единому мнению тогда не пришли, и вопрос о реконструкции Щелчка остался открытым.
Куда дорога вывела
Прошло семь лет. За эти годы одно узкое место на Щелковском шоссе область успешно "расшила", построив эстакаду над железнодорожными путями в районе Звездного городка. Это облегчило дорогу в Звездный, но не сняло и половины автомобильных пробок на магистрали. Дальше откладывать расширение трассы уже неразумно - машин на Щелчке все больше, движение все хуже. К сожалению, и вариантов для модернизации за эти годы не прибавилось, скорее, наоборот: жилые кварталы стали плотнее - достроились те, кто получал разрешения еще лет 10 назад. А копать под землей Байконур в нынешних экономических реалиях никакой "Центравтомагистрали" не по карману. Остается единственный реальный вариант - реконструкция дороги в сторону "Лосиного Острова".
Из его границ планируется изъять 139,5 гектара земель, из которых 59,5 пойдут непосредственно под строительство восьмиполосного дублера Щелковского шоссе, а остальные - под создание транспортной инфраструктуры. Но первым шагом во всей этой истории должно стать постановление правительства РФ о корректировке границ национального парка. Это территория с особым охраняемым режимом, просто так забрать землю у парка нельзя. А поскольку и "Лосиный Остров", и Щелковское шоссе являются объектами федерального подчинения, только Федерация и вправе корректировать границы одного в пользу другого.
С просьбой ускорить выпуск такого постановления к Дмитрию Медведеву на прошлой неделе обратился губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. По его словам, вопрос о том, что для модернизации Щелковского шоссе нужно будет немного подвинуть "Лосиный Остров", обсуждался с жителями восточных муниципалитетов области, и 75% из них выступили "за".
"Это всегда тонкая тема, - отметил премьер-министр, имея в виду, что подобные решения обычно имеют широкий общественный резонанс. - Но с учетом того, что вопрос касается значительной части населения, желающего, чтобы эта трасса имела более высокую пропускную способность, мы будем им заниматься".
Кто о чем
Эксперты встретили эту новость неоднозначно. К примеру, куратор программы по особо охраняемым природным территориям "Гринписа России" Михаил Крейндлин считает, что изъятие у нацпарка земель и строительство на них сразу восьми автомобильных полос нанесет экологии непоправимый ущерб. А директор Института лесоведения РАН Андрей Сирин спорит: "Тот объем выхлопных газов от чадящих в вечных пробках автомобилей, что витает сегодня над "Лосиным Островом", способен убить деревьев больше, чем их пострадает при дорожном строительстве".
"И нужно помнить, что существует зональный план "Лосиного Острова", в соответствии с которым национальный парк поделен на заповедные, охранные и рекреационные зоны", - говорит председатель Московской областной экологической организации "Экосила 50" Анатолий Баташев. Он, к слову, сам проживает в Балашихе и всю эту историю с дорогой и нацпарком знает не понаслышке. По его словам, более 60% парка - и планируемый к изъятию участок в том числе - занимают как раз территории рекреационные. Они не несут определяющего влияния на флору и фауну заповедника, в рекреационных зонах разрешено даже некапитальное строительство. "Но многое будет зависеть и от того, как именно спроектируют эти восемь полос. Лично я видел уже несколько набросков трассировки", - утверждает Баташев.
А никакого проекта пока нет. И не будет, пока не решится вопрос с переносом границ. "Только после утверждения соответствующего постановления правительства РФ "Центравтомагистраль" сможет приступить к разработке проекта, в ходе которой будут уточнены окончательные характеристики дороги", - отмечают в Росавтодоре. "Мы против любого вторжения в "Лосиный Остров", но не говорим о том, что Щелковское шоссе модернизировать не надо. Давайте дождемся проекта", - сказал "РГ" Михаил Крейндлин.
Уменьшаясь, приобрел
Взамен изымаемого участка в границы "Лосиного Острова" будет включено почти 2 тысячи гектаров земель, принадлежащих Министерству обороны РФ и Ногинскому лесничеству. В результате общая площадь национального парка, сегодня составляющая 9228,4 гектара, после всех корректировок будет увеличена до 11023,7 гектара.