- В том, что проблема такая существует, сомневаться не приходится, - говорит Нина Вейсалова, первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
По оценкам специалистов, в Рунете сейчас действует порядка 35 сайтов на языках коренных малочисленных народов. Однако с изданием учебников, например, большие трудности. Но встает другой вопрос: готовы ли сами представители коренных малочисленных народов изучать и сохранять родные языки? По оценкам экспертов, для многих молодых владение родным языком не представляется делом обязательным, способным помочь в выстраивании карьеры. Для жизненного успеха более актуальным многие школьники считают изучение других языков - английского например.
А для чего учить свой родной, на котором говорят от силы несколько тысяч человек?
Но специалисты готовы дать на этот вопрос и другие ответы, гораздо более практические. Один из них убедительно сформулировал Андрей Головнев, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры). Учить языки коренных народов арктических регионов следует уже потому, считает он, что искусство жизни в Арктике, опыт кочевых народов может многому научить жителей других частей света .
- Арктику вообще можно считать самостоятельным миром, - говорит Головнев. - Да, это самая сложная для освоения территория, но и самая перспективная - например, по ресурсам. Интересно, что в отличие от других регионов мира в ней почти никогда не воевали. Кроме того, несмотря на сложнейшие условия, коренные народы Арктики не только смогли приспособиться к ней, но и освоить ее, суметь стать на этих бескрайних холодных пространствах счастливыми.
Исследователи считают, что главной причиной стало именно искусство кочевать, то есть постоянно, не останавливаясь преодолевать большие расстояния.
В течение пяти лет ученые исследовали современную кочевую жизнь ненцев, чукчей и саами на трех больших полуостровах - Чукотке, Кольском и Ямале. Итогом стало визуальное и фотофиксированное описание технологий кочевой жизни, включая картографирование, навигацию, а также сложнейшую инженерию всего жизнеустройства. Причем эксперты настаивают: русским языком эти технологии не описать.
Заведующий отделом этнографии Сибири Владимир Давыдов отмечает: в современном мире одной из главных задач, стоящих перед человеком, стала задача производства энергии. Но энергия неотделима от движения.
- Когда люди передвигаются, они вырабатывают энергию и тепло, - говорит он. - И на выставке в Кунсткамере мы представляем предметы, которые репрезентируют технологии арктических народов. Эти технологии всегда направлены на энергосбережение и минимализм. Кочевники используют минимум вещей, которые дают максимум энергии. Это заложено и в принципах устройства их одежды, и в принципах устройства жилищ.
Образно говоря, отмечают эксперты, одной веревкой кочевник может обуздать всю тундру: поймать оленя, запрячь его, упаковать нарты и так далее.
- В их философии ресурсы - это не то, что мы возим с собой, а то, что равномерно распределено в пространстве тундры, - подчеркивает Андрей Головнев. - Поэтому кочевник никогда не будет возить с собой то, что можно взять на новом месте стоянки. При этом большое значение имеет правильный расчет: нужно уметь попасть в нужное место в нужное время, нужно уметь учитывать не только движение своего каравана, но и передвижение животных, климатические условия. В этом заключается искусство кочевья, которое можно сравнить с искусством езды на велосипеде: остановился - упал.
Что касается конкретных заимствований "кочевого опыта", то, например, многие эргономические решения в современной жизни профессиональные дизайнеры и инженеры подсматривают именно у кочевников. Скажем, 3D-типирование вещей при длительных путешествиях. Передвигаясь по летней тундре, кочевник не пользуется тяжелыми нартами, предпочитая им легкие модели. Сломаются? Не страшно. Соорудить такие нарты заново из подручного материала он всегда сможет на стоянке.
Отдельное искусство - выстраивание каравана. Ведь караван - это не то, что едет в одной сборке. Он постоянно обновляется, по пути в нем заменяются части одежды, а также масса других сезонных вещей. То же самое можно сказать и об основном жилище кочевников - чуме. По сути, чум - это дом-трансформер, который по мере надобности может превращаться из спальни в столовую, а потом в мастерскую. Транспортом-трансформером являются и нарты.
- Вообще, кочевники всегда как бы "парят" над тундрой, опасаясь слишком "заглубляться", - отмечает Андрей Головнев. - Как только большие стада теряют скорость, они протаптывают то, что протаптывать не должны. В этом смысле такое экосберегающее движение весьма поучительно, нашим гигантам индустрии, ведущим разработки в Арктике, следовало бы заинтересоваться этим опытом кочевников. Он мог бы стать основанием для совместных проектов.
Сегодня на территории нашей страны насчитывается порядка 40 малочисленных коренных народов, которые проживают в 28 субъектах Федерации. Сохранение их языков - это сохранение того опыта, которому в русском языке порой нет названия.
Эксперты настаивают: сохранение языков и философии коренных малочисленных народов - это сохранение прекрасного и практичного, что в суровых условиях зачастую является синонимами.