Ждут поезд
Крымчанин Виктор Васильевич Селиванов с нетерпением ждет конца года, чтобы проехать на поезде через Керченский пролив.
- Я очень люблю путешествовать по железной дороге, - говорит он. - Знаете, садишься в купе, и все проблемы остаются позади, а впереди - только новые впечатления. А между ними стук колес поезда и предвкушение радости от встречи с родственниками и друзьями.
Почти девять месяцев отделяют его от исполнения желания. Виктор Васильевич говорит, что купит билет в Москву к родственникам, как только откроют продажи. Случится это, по предварительной информации, в сентябре. А сейчас строители Крымского моста делают все от них зависящее, чтобы успеть ввести в эксплуатацию железнодорожный участок пути в декабре 2019 года.
Рельсы без швов
Строительство железнодорожной части моста началось с устройства свайного основания и всех опор. Несмотря на сложные погодные условия - за зиму мост пережил 900 штормовых часов - строители продолжали трудиться, приостанавливая только высотные работы и связанные с крановым оборудованием. При этом из графика не выбились.
- Постоянные сильные ветры очень усложняют работу, - говорит монтер железнодорожных путей из Ставропольского края Александр Смагин. - Я всю жизнь строю дороги, но в таких непростых условиях, да еще и на мосту - оказался первый раз. Холодно, порой, не знаешь, куда спрятаться от этого ветра. Но работа есть работа.
На мост рельсы и шпалы доставляют с берега уже собранными в 25-метровые звенья. Прежде чем их уложат на металлическую основу моста, строители расстилают на ней "белое покрывало" из гидроизоляции, пенополистерола и геотекстиля.
- Из звеньев формируются участки пути длиной по 440 метров, между которыми ставят уравнительные стыки для снятия температурного напряжения - всего на мосту их будет 84 комплекта, - рассказал представитель подрядной организации Евгений Чибышев. - Уравнительные стыки позволят стальным рельсам свободно "дышать" в случае повышения или понижения температуры воздуха.
Проектировщики предусмотрели, чтобы железнодорожные составы весом до 7100 тонн безопасно курсировали по мосту при температуре от минус 27 до плюс 57 градусов. Благодаря минимуму рельсовых стыков они пойдут почти бесшумно - строители называют такой путь "бархатным". В общей сложности на двух путях уложат около 5000 тонн рельсов и 76 тысяч железобетонных шпал. Завершить устройство верхнего строения пути строители рассчитывают в августе, и тогда по транспортному переходу поедут первые технологические поезда.
Триколор с птичьего полета
- Впереди - устройство элементов для эксплуатации железнодорожной части моста: инженерных систем, сигнализации и блокировки, освещения, - говорит начальник ФКУ Упрдор "Тамань" Кайрат Турсунбеков. - Эти работы мы планируем завершить в нынешнем году.
Сейчас мостостроители готовят к подъему на опоры завершающие блоки пролетных строений - это около 5000 тонн металлоконструкций. Всего на 307 железнодорожных опорах моста установят пролеты общим весом 160 тысяч тонн. Причем железнодорожные более чем в 1,5 раза тяжелее автодорожных. В основании каждой опоры - мощный фундамент на сваях, погруженных в грунт на глубину до 105 метров.
На главном строительном участке - фарватерном с двумя арками - монтируют архитектурную подсветку. Окрашивать мост в цвета российского флага начали еще 2018 году, когда автодорожную арку со стороны Азовского моря подсветили синим цветом. Чтобы железнодорожная арка со стороны Черного моря засветилась красным цветом, предстоит проложить более 19 километров кабельных линий, а также закрепить на мостовых конструкциях около 2000 кронштейнов 18 видов и столько же энергосберегающих светодиодных светильников. Белые диоды займут место посередине - на опорах, которые держат арочные пролеты.
- К декабрю включим комплексную подсветку на двух арках, и судоходная часть моста "раскрасится" в цвета триколора, - говорит заместитель директора по производству "СГМ-Мост" Дмитрий Кандаков. - Это будет красиво!
Безопасность на высоте
Один из главных вопросов - безопасность. Проектировщики учли все возможные нюансы и погодные особенности, в том числе штормы в Керченском проливе.
- Никакой опасности для поездов не будет - их не может сдуть, - уверяет Дмитрий Кандаков. - Еще на стадии проектирования проводилась продувка в аэротрубе моделей арок, и был выведен критерий для установки аэродинамических обтекателей: они работают по принципу крыла самолета. Опоры моста защищены от возможного навала корабля с помощью специальных конструкций - пал. Это цилиндрические сооружения внутри подпролетного пространства, которые состоят из труб, расположенных по кругу и стянутых 60-тонными кольцами, как у деревянной бочки. Внутри каждого пала - сетка и засыпанный внутрь камень. На крайних палах установлено навигационное оборудование. Палы не жесткие, и, если будет навал судна, они оттолкнут его. В комбинации с отбойными устройствами это отличная защита.
Учли строители и экологические аспекты. Вдоль строящейся трассы устанавливаются акустические экраны для защиты окружающей среды от шума поездов. Панели высотой три метра монтируют на участках у берегов Керченского пролива: с первой по 14-ю опоры со стороны Тамани и с 286-й по 307-ю опоры со стороны Керчи. А на протяжении всей дороги возводят комплексы для многоуровневой очистки и обеззараживания стоков, чтобы обеспечить экологически безопасную эксплуатацию железнодорожной части моста.
Кстати
С 16 мая 2018 года, когда была открыта для движения автодорожная часть Крымского моста, по нему проехало 4,5 миллионов транспортных средств, из которых более 50 тысяч пассажирских автобусов и 260 тысяч грузовых автомобилей. Летом пиковая интенсивность движения достигала 25-30 тысяч автомобилей в сутки, сейчас - 7-8 тысяч, среднегодовая - около 15 тысяч машин. Керчане и таманцы активно пользуются дорогой с первых минут ее работы.
Строительство железнодорожной части Крымского моста