О его отношении к профессии и жизни хорошо было бы спросить самого Бориса Григорьевича, но он не похож на нынешних молодых еще и тем, что принципиально не дает интервью. Поэтому сегодня о нем говорят коллеги по МХТ.
Стас Дужников, заслуженный артист РФ
- Борис Григорьевич мой старший товарищ, мне очень дороги его советы. Мы с ним играем в одном спектакле, иногда он разбирает то, что я делаю, высказывает свое мнение, и мне это очень дорого. Дай бог ему здоровья и долгих лет. Пусть у него все будет замечательно.
Ирина Пегова, заслуженная артистка РФ
- Учиться у Бориса Григорьевича можно многому. В первую очередь скромности, в нынешней жизни это очень много значит. Во вторую очередь - трепетности в работе над ролью. Он внимателен к каждому слову, каждой запятой. Более серьезного и ответственного отношения к тексту нет ни у кого из тех, кого я знаю. В этом Борис Григорьевич человек не нашего, а своего времени, когда артисты иначе относились к своей профессии. Он как учебник: по тому, как он себя ведет, что делает на сцене, можно учиться и нашему делу, и тому, как в нем надо существовать. Поэтому я очень люблю спектакль "Жена" и считаю, что на него надо идти хотя бы потому, что там играет Борис Григорьевич. Он несет в себе то, что было у замечательного актерского поколения, которое по большей части сошло со сцены.
К счастью, я с ним много работала, и каждый раз это для меня становилось открытием. И прежде всего оно заключалось в том, как Борис Григорьевич относится к тексту и автору.
Молодым артистам остро не хватает его дисциплины, очевидно, заложенной в Бориса Григорьевича теми педагогами, которых мы уже не увидели. Не хватает и его такта.
Борис Григорьевич вполне востребован - недавно мы с ним встретились на съемочной площадке в "Годунове". Иногда мне кажется, что Борису Григорьевичу непросто существовать в современном театре. Слава богу, у него есть отличные спектакли. В постановках режиссеров, относящихся к театральным направлениям, которые кажутся мне губительными, тупиковыми, он не занят.
Евгения Добровольская, народная артистка РФ
- Как актер, Борис Григорьевич великолепен. Его кинороли я помню с детства. Помню, как он играл в "Восхождении" Ларисы Шепитько. Это была невероятная роль, все понимающие, добрые и страдающие глаза его героя невозможно забыть. А сейчас мои дети с огромным удовольствием слушают, как он читает сказки. Я с ним работала во многих спектаклях. Более умного, деликатного, тонкого человека с мощными судьбой и харизмой я не встречала.
Как у человека, у него надо учиться личному достоинству и достоинству в профессии, уважению к людям и себе самому. Он никогда не позволяет себе повышать голос, его поведение очень аристократично. При этом он обладает превосходным умом (а умные артисты-мужчины - большая редкость). Еще у Бориса Григорьевича можно поучиться терпению.
Я, как и Борис Григорьевич Плотников, представитель прежней актерской школы и я могу сказать, что сегодняшние молодые артисты не погружаются в материал, у них нет глубины и прочувствованности того, что они делают, их герои получаются плоскими и неинтересными. У большинства молодых отсутствует харизма, которая есть у артистов старшего поколения. И дело тут не в жизненном опыте, а в том, что их по-другому учили и они другим живут.
У артистов старшего поколения куда больше профессиональной совести, чем у молодежи - та порой вообще бессовестна. "Быть знаменитым некрасиво" - это был наш девиз. А для них быть знаменитым и пустым очень даже красиво и приемлемо. Постулат Станиславского о том, что надо любить не себя в искусстве, а искусство в себе, остался со старшим поколением и совершенно отсутствует у молодого. Они считают, что добились всего, если стали известными и востребованными, но часто их работы - абсолютные однодневки. Молодежь забывает о том, что судьбы театральных и киноартистов эфемерны - сегодня ты известен, а завтра тебя забыли. В нашей профессии самое главное - сохранить человеческое достоинство - и это то, что есть у Бориса Григорьевича и что заслуживает восхищения.
Ольга Барнет, народная артистка РФ
- Борис очень хороший артист. У него можно научиться правильному отношению к профессии, интеллигентности, невыпячиванию собственных достоинств. Он замечательный, интеллигентнейший, добрый. Тактичен, всегда готов помочь. Чрезвычайно ответственен в профессии, и такому же отношению к ней учит своих студентов. Точнее, пытается учить, потому что они сейчас хотят только денег, славы и сериалов. На театральных собраниях он всегда садится сзади - потому что привык не выпячивать себя. Что дадут ему, то он и будет играть и постарается из этого сделать нечто выдающееся. Я думаю, также и в кино происходит. Он себя никуда не предлагает, не выпячивает.
- Нормально ли такое существование в профессии, или артист все же должен заниматься собственным продвижением? Помогает ли Борису Григорьевичу благородная интеллигентность?
- Я думаю, что он существует так, как ему хочется, единственным возможным для него образом. Для Бориса это вполне оправдано. Он прекрасно знает себе цену и не собирается становиться тем, что сейчас модно. Все повторяют: "Звезда, звезда..." А звезда ничего путного не сделала. Борис же сыграл такие роли, которые действительно сделали из него звезду - но он никогда этим не пользуется. И, на мой взгляд, это замечательно.